«Силовые машины» — крупнейшая российская энергомашиностроительная компания, оборудование которой работает в 57 странах мира. Процесс производства конкурентоспособной технологичной продукции требует от сотрудников высокой квалификации, ответственности и постоянного совершенствования.
А что нужно вузу, чтобы угнаться за прогрессом и готовить инженеров, востребованных на рынке труда? Правильно — тесный контакт с промышленностью. У Политеха и «Силовых машин» давние связи, которые с годами становятся все крепче. Еще с советских времен мы работали с «Электросилой» и Ленинградским Металлическим заводом (ЛМЗ), которые в начале нулевых вошли в состав «Силовых машин». А в 2015-м заключили соглашение, чтобы вывести наше сотрудничество на принципиально новый уровень.
Но успех любой компании состоит не только из подписанных соглашений и дат открытия новых заводов. Сила и будущее предприятия — это, прежде всего, коллектив. На «Силовых машинах» многие инженеры, конструкторы и управленцы, включая заместителя генерального директора — технического директора компании Юрия Кирилловича ПЕТРЕНЮ, — выпускники Политеха. Это люди, которые тщательно изучили процесс производства и привнесли в него что-то свое. Многие здесь работают династиями, передавая знания и опыт из поколения в поколение. Сегодняшнее интервью получилось необычного формата — оно коллективное. Даже этим политехники доказывают, что предприятие работает, как самый лучший часовой механизм, когда в основе лежит слаженная работа всего коллектива.
Александр Степанович, что именно было сложным в институте? Какие-то предметы вам трудно давались или школьных знаний было достаточно?
Уровень подготовки в школе был достаточно хороший. Математику, физику, химию нам преподавали опытные и требовательные учителя. Кроме того, мы со школьными друзьями самостоятельно и очень усиленно готовились к поступлению — решали задачи, примеры вступительных экзаменов в вузы. Благодаря этому я успешно поступил в Политех.
На первых курсах пришлось перестраиваться, ведь институт — не школа, здесь другие требования, другой учебный процесс, очень плотный график. Со временем втянулся и на старших курсах стало легче. Любимые предметы — термодинамика, сопромат, на старших курсах — теория турбомашин. А вот с гидрогазодинамикой как-то не сложилось.
Из преподавателей кто вам запомнился больше других?
Всегда есть учителя, которые остаются в памяти на всю жизнь. У меня это преподаватели Маргарита Павловна МАНУХИНА и Виктор Иванович ЖАРКОВ. Мне посчастливилось слушать лекции Ивана Ивановича КИРИЛЛОВА. Он читал курс «Теории турбомашин». С благодарностью вспоминаю преподавателей нашей кафедры Александра Степановича ЛАСКИНА и Кирилла Леонидовича ЛАПШИНА. Хочу отметить очень высокий уровень преподавания в годы моей учебы в ЛПИ.
А если говорить о карьере, вы довольны тем, как она сложилась после института?
По распределению я был направлен на работу в конструкторское бюро паровых турбин Ленинградского Металлического завода. Считаю это большой жизненной удачей. Мне посчастливилось начинать свой трудовой путь под руководством опытных и талантливых специалистов. Работа конструктора интересная, творческая и ответственная. К базовым институтским знаниям постепенно добавлялись знания по материалам, процессам сварки и механической обработки, неразрушающим видам контроля материалов и еще многому, чему раньше не учили.
Когда мне было 40 лет, меня назначили заместителем главного конструктора паровых турбин. Еще через три года — главным конструктором. За 20 лет под моим руководством КБ была разработана, изготовлена и введена в эксплуатацию серия мощных быстроходных паровых турбин для атомных электростанций: Тяньваньской АЭС в Китае, «Куданкулам» — в Индии, «Бушер» — в Иране, Белоярской АЭС, ЛАЭС-2, Нововоронежской АЭС-2. Создана и эксплуатируется серия паровых турбин для ПГУ, успешно эксплуатируются модернизированные турбины ЛМЗ мощностью 200 и 300 МВт.
Также были разработаны проекты модернизации турбин производства «Турбатома» и Уральского турбинного завода. Новые рабочие лопатки последних ступеней цилиндра низкого давления из стали и титана. Разработаны и внедрены новые высокоэффективные конструкции направляющих и рабочих лопаток, надбандажных и диафрагменных уплотнений, опорных подшипников. Это и многое другое создано талантливым коллективом конструкторов СКБ «Турбина».
Впечатляющие проекты! И должность — солидная и ответственная. А как вы отдыхаете, восстанавливаете силы?
Уже много лет увлекаюсь речной рыбалкой. Совсем недавно открыл для себя морскую — очень увлекательно! В свободное время читаю журналы, смотрю хоккей и футбол по телевизору.
Александр Степанович, за что вы благодарны вузу?
Политех, помимо знаний, научил меня эффективно планировать и использовать свое время, правильно распределять силы, самостоятельно работать с литературой. Желаю своему любимому институту процветания. Чтобы совершенствовалась экспериментальная база, улучшались условия труда преподавательского состава, в институт приходило больше талантливой молодежи. Желаю, чтобы Политех занимал достойное место в группе лидеров, рос и еще больше укреплялся.
Александр Анатольевич РАБЦУН начальник цеха гидротурбин Ленинградского Металлического завода ПАО «Силовые машины». В 1985 году закончил ЛМЗ-ВТУЗ по специальности «Гидромашины и средства автоматики».
После профтехучилища собирался поступать в другой институт, точнее Академию гражданской авиации. Но чтобы подтянуть знания, пошел на подготовительные курсы в ЛМЗ-ВТУЗ — да там и остался. «Если бы было не по мне, сразу бы ушел!» — признается Александр Анатольевич. Но в итоге после окончания ВТУЗа всю жизнь проработал на ЛМЗ.
Александр Анатольевич, чем вам запомнились студенческие годы?
Честно сказать, после ПТУ знания были не очень хорошие. Поэтому на первых двух курсах учиться было трудно. Не только мне — всем. Во ВТУЗе мы полгода учились, а полгода совмещали работу с учебой — к такому ритму нужно было привыкнуть. Из предметов самыми сложными для меня были сопромат и начерталка. Сдавал ее два или три раза, пока не понял, что просто так проскочить не удастся. А потом сел, разобрался и все сдал.
Еще был курс «введение в специальность». Вел его профессор, известный советский ученый в области гидроэнергомашиностроения — Герой соцтруда Глеб Степанович ЩЁГОЛЕВ. Он великолепно излагал материал. И, несмотря на то, что его занятия проходили после основного учебного дня — а студенты ведь разные учились, сачковали и прочее, так вот даже если они удирали куда-то, то на занятия профессора ЩЁГОЛЕВА приходили специально. Благодаря ему многие из нас по-новому посмотрели на нашу будущую специальность.
Из студенческой жизни, конечно, в памяти остались подготовка и сдача сессий, нервы на экзаменах и полная расслабуха, когда сдал, картошка, стройотряды. После 1-го курса я участвовал в строительстве производственного комплекса «Турбоатомгаз» — филиала ЛМЗ в Новом Девяткине. Следующие два года ездил со стройотрядами на Саяно-Шушенскую ГЭС. Также в студенческие годы занимался греблей: cначала ходили в Ленобласти, а после 2-го курса решили ввосьмером с однокурсниками отправиться на байдарках по северным рекам. На последнем пороге нас накрыло, но, слава богу, все остались живы. С некоторыми студенческими товарищами общаемся и сегодня.
А как начиналась и развивалась ваша карьера?
Сегодня я занимаюсь делом, которое мне нравится и которое я умею делать. В этом, считаю, мое главное достижение. Сразу после института я пришел сюда, в гидротурбинный цех ЛМЗ. Сначала работал слесарем, потом помощником мастера. Но на какой бы должности я ни работал, всегда стремился влиться в команду, а когда уже стал руководить — самостоятельно создать профессиональный коллектив небезразличных к делу людей, объединенных общей целью и понимающих, как ее достичь.
А как начиналась и развивалась ваша карьера?
Сегодня я занимаюсь делом, которое мне нравится и которое я умею делать. В этом, считаю, мое главное достижение. Сразу после института я пришел сюда, в гидротурбинный цех ЛМЗ. Сначала работал слесарем, потом помощником мастера. Но на какой бы должности я ни работал, всегда стремился влиться в команду, а когда уже стал руководить — самостоятельно создать профессиональный коллектив небезразличных к делу людей, объединенных общей целью и понимающих, как ее достичь.
У Политеха, в состав которого в 2012 году вошел и ВТУЗ, в этом году юбилей — 120 лет. Что бы вы пожелали университету?
Политеху хочется пожелать, чтобы студенты шли в него осознанно. Чтобы понимали, что вуз — это не какое-то временное прибежище, а на всю жизнь. Только при таком подходе они смогут выйти из его стен грамотными и востребованными специалистами. От этого во многом зависит их будущая карьера.
Владимир Александрович ДЕМЬЯНОВ руководитель сервисного центра ПАО «Силовые машины». В 1987 году закончил ЛМЗ-ВТУЗ по специальности «Гидромашины и средства автоматики».
Учился во ВТУЗе, а в Политехе в 2013 году защитил диссертацию «Экологически чистые рабочие колеса для гидроэлектростанции». Сейчас эти колеса, изготавливаемые только «Силовыми машинами», — российское ноу-хау. Именно за эту разработку Владимир Александрович ДЕМЬЯНОВ в составе группы авторов был награжден в 2017 году Премией Правительства России.
Владимир Александрович, вы во ВТУЗ сознательно поступали?
Нет, после школы я мечтал поступить в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. Но когда с ЛИИЖТом не получилось, мама посоветовала присмотреться к ЛМЗ-ВТУЗу. Я поступил, но мне, как и многим, учиться там было сложно в связи со спецификой образовательного процесса — из шести лет обучения половина времени была совмещена с работой. Работая в три смены, а у меня так и было, учиться сложно, что наглядно подтверждает и процент отчислившихся. Из 25 человек моей группы закончили только 12.
Какие предметы сложнее всего давались?
Сложные и в то же время же любимые — это были математика и теормех, которые нам преподавала Наталья Николаевна АГАРКОВА. На экзамене по теормеху мы отвечали не на вопросы из билетов, а сдавали темы целиком. Кинематика, динамика и так далее — на любой вопрос по теме ты должен был ответить. Так что экзамен порой длился полтора-два часа. У преподавателя был принцип: «тройку ты не заслужил — можешь сдать и на четыре, так что иди-ка еще подготовься». Наталья Николаевна не ставила плохих оценок, если видела, что человек может больше. Сдать экзамен по теормеху с первого раза, а в процессе учебы мы сдавали его несколько раз, ни разу не удалось. Но в итоге по этому предмету у меня в дипломе пятерка.
Что вам еще запомнилось из студенческих будней?
Конечно, ВТУЗ во многом из-за специфики обучения, связанной с производством, – это школа жизни. После окончания института мы приходили на предприятие не просто как молодые выпускники, а уже готовыми специалистами, прошедшими путь от слесаря или токаря до инженера. За время обучения много было разных историй – и смешных и не очень. Бывало, курсовики друг другу делали – взаимопомощь и все такое. Запомнился случай, когда один студент сдавал работу, которую ему сделали. Так там турбина была вверх ногами, ну и товарищ пытался объяснить преподавателю, что вода из турбины течет снизу вверх.
А после института как складывался ваш профессиональный путь?
В 1987 году я начал трудиться в специальном конструкторском бюро (СКБ) «Гидротурбомаш» Ленинградского Металлического завода. Начал инженером в расчетном отделе, где занимался прочностью и динамикой конструкций, затем прошел все ступени до генерального конструктора «Силовых машин». Последние два года я руковожу сервисным направлением, которое отвечает за облуживание, ремонт, модернизацию и ввод в эксплуатацию оборудования на станциях. Штат подразделения — порядка 200 человек. 80% времени мы проводим в командировках по всей стране — от Камчатки до Норильска, ну и за границей, конечно же — то есть повсюду, где есть наше оборудование. Работаем круглосуточно, по любому обращению заказчика — мы в пути. Главная особенность нашей деятельности — это работа в отрыве. На станции помощи ожидать не от кого — только ты, оборудование и заказчик. Только ты один должен обслужить технику и закрыть все вопросы клиента.
Наверное, такой ритм не многие выдерживают?
Да, домоседы тут не приживаются и некоторый отсев есть. В основном не выдерживает молодежь, хотя многим бессемейным наоборот нравится. Мы же по всему миру ездим. С одной стороны, работа сложная, а с другой — где еще столько увидишь?- Да, домоседы тут не приживаются и некоторый отсев есть. В основном не выдерживает молодежь, хотя многим бессемейным наоборот нравится. Мы же по всему миру ездим. С одной стороны, работа сложная, а с другой — где еще столько увидишь?
По опыту знаю, что отдача от профессии инженера наступает не сразу, а лет через 15, хотя не без исключений, конечно. Только спустя многие годы приходит полное понимание, насколько широка и безгранична специальность инженера. Меняется мир, меняется техника, меняемся мы — нет пределов совершенствованию. Но только при одном обязательном условии: не отставать самому. А для этого необходимо продолжать учиться, постоянно быть в поиске новых решений. Именно это делает нашу профессию интересной.
А как вы отдыхаете от работы, бесконечных командировок?
Для меня работа совпадает с хобби, поэтому, чтобы отдохнуть, мне достаточно сменить вид деятельности. Например, почитать «макулатурную» литературу, которая позволяет переключить мозг, — ничего серьезного в пути или после работы осмыслить не получается. Кроме того, четыре года назад я переехал жить за город, поэтому сейчас мой главный отдых — лопата, снег и лыжи.
Владимир Александрович, что вы считаете своим главным достижением в жизни?
Не буду оригинален — оно в профессии. Помните, когда случилась авария на Саяно-Шушенской ГЭС? Я был там уже на второй день и пять лет подряд занимался проектом восстановления гидроэлектростанции. Всего 14 машин: четыре турбины мы подняли со «дна» и восстановили, и еще изготовили 10 новых. Вот это одновременно — и трагедия, и мое достижение. За вклад в ликвидацию последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и развитие топливно-энергетического комплекса Сибири меня наградили Орденом Почета.
Это же не единственная ваша награда?
В 2017-м я получил почетное звание лауреата Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники «за решение экологических проблем охраны водной среды от загрязнения путем широкого внедрения бессмазочных подшипников энергетического оборудования на основе новых материалов». Разработка и освоение бессмазочных подшипников — это результат большого комплекса НИОКР, которые выполнялись «Силовыми машинами» совместно с Академией наук и рядом других научных организаций. Итогом этой работы стали важные расчетные и экспериментальные результаты. В чем важность этого исследования? В том, что в случае аварии на ГЭС в реку может вылиться до 60 тонн масла, что нанесет существенный ущерб экологии.
Вообще, темой совершенствования экологичности гидротурбин «Силовые машины» начали заниматься не вчера — эта работа велась около 30 лет, и искать новые материалы мы стали с середины 1980-х годов. Но первые гидротурбины, изготовленные по новой технологии, пошли в серию с 2010 года — и это действительно российское ноу-хау.
Рабочие колеса гидротурбин «Силовых машин» безопасны для окружающей среды, поскольку не содержат масла и работают на самосмазывающихся подшипниках, в узлах трения которых применяются композитные материалы. Например, сегодня на Волге после проведенных нами модернизаций гидрооборудования практически не осталось ни одного старого колеса. Кстати, премию за эту работу получили девять соавторов, в их числе — профессор, академик РАН, научный руководитель Политеха Юрий Сергеевич ВАСИЛЬЕВ.
Сергей Алексеевич ИВАНОВ — заместитель главного конструктора по проектным работам, заместитель начальника СКБ «Турбина» Ленинградского Металлического завода (ПАО «Силовые машины»). В 1993 году закончил ЛМЗ-ВТУЗ по специальности «Турбиностроение»
Судьбой было предрешено, что он пойдет учиться во ВТУЗ, а потом — работать на Ленинградский Металлический завод. Потому что вся семья Сергея Алексеевича — дедушка, родители, родственники, трудились на ЛМЗ. Институт Сергей Алексеевич окончил с красным диплом. И семейную трудовую династию продолжил успешной работой в конструкторском бюро с коллективом в 300 человек.
Сергей Алексеевич, чем вам запомнилось начало студенческой жизни?
Я окончил математический класс 139-й школы и поступил во ВТУЗ практически без экзаменов. В те времена первокурсников на целый месяц отправляли на сбор урожая, поэтому весь сентябрь мы трудились в колхозе в Волосовском районе.
Моя рабоче-студенческая жизнь была равномерная, но веселая. Основное время посвящал учебе и чтению — увлекался научной фантастикой и исторической литературой. Самыми сложными для меня предметами были начертательная геометрия и химия. Очень запомнились лекции декана нашего факультета Игоря Александровича БОГОВА и Вадима Сергеевича ЕЛИЗАРОВА — он на 3-5 курсах читал газодинамику — мою специальность.
Со 2-го курса мы днем работали, а вечером учились. Я проходил обучение в управлении вычислительных работ и застал время перехода от больших вычислительных машин к персональным компьютерам. Был оператором по набивке данных для машины ЕС-1036: переставлял огромные диски, носил ленты для вычислительных машин и попутно осваивал смежные профессии. Учился я хорошо — на 4 и 5, стипендия была 62 рубля. Но, как и многие, подрабатывал на стройке, например штукатурил потолки и стены депо Финляндского вокзала в составе студенческой бригады.
Вы, наверное, и со своей будущей супругой познакомились в институте?
Да, она моя одногруппница. Мы со 2-го курса вместе, а женились на 5-м. В прошлом году отметили серебряную свадьбу. К слову, родители мои также познакомились во ВТУЗе, а свой трудовой путь продолжили на ЛМЗ до самой пенсии. Дед работал на заводе с 1943 года, как демобилизовался после ранения, проработал в 11-м цехе до пенсии. А вот дочь пошла по другой стезе — учится в Государственном университете на медицинском факультете. Но ничего — врачи в семье тоже нужны!
Расскажите про коллектив и проекты, над которыми вы сейчас работаете. В СКБ «Турбина» трудятся больше трех сотен человек. Как вы определяете — впишется новый сотрудник в вашу команду или нет?
Коллектив наш сформирован по большей части из трех институтов: Политеха, ЛМЗ- ВТУЗа, который теперь тоже Политех, и еще немного из МЭИ и Корабелки, которая тоже в свое время вышла из Политеха! Так что, по сути, Политех — основа коллектива нашего КБ, который сформировался за последние 25-30 лет. Примерно половина люди среднего возраста, четверть — молодежь. Структурно СКБ разделено на 14 отделов по своим направлениям. Часть работ посвящена выпуску конструкторской документации, необходимой для жизнедеятельности завода. Большой пласт в области проектной работы — различных систем, турбоустановок, расчетов проточных частей, режимов, по которым работает паровая турбина. И третье направление — научная деятельность, НИОКР. Также у нас есть лаборатория паровых турбин и исследовательский отдел натурных испытаний. Важнейшее последнее достижений — это испытание рабочей лопатки последней ступени нашей новой разработки — тихоходной турбины К-1200.
В части НИОКР мы тесно сотрудничаем с ведущими профильными институтами: Московским энергетическим (МЭИ), в свое время с ЦИАМом — Центральным институтом авиационного моторостроения имени П.И. Баранова, и Сибирским отделением РАН. И, конечно же, с Политехом, совместно с представителями которого мы выполнили несколько серьезных исследований. Например, «Расчет аэродинамического возбуждения и механического демпфирования рабочих лопаток последних ступеней». Работа велась совместно с кафедрой «Гидроаэродинамика, горение и теплообмен» и ее заведующим Евгением Михайловичем СМИРНОВЫМ, а также Сергеем Александровичем ГАЛАЕВЫМ, Владимиром Вольдемаровичем РИСОМ и другими учеными Политеха. В ближайших планах — проект многокритериальной оптимизации проточной части паровых турбин с целью повышения КПД, в которой от Политеха будет участвовать Алексей Иванович БОРОВКОВ с командой.
Если вернуться к вопросу об ожиданиях от сотрудников, то каждый человек в нашем коллективе, прежде всего, должен быть компетентен в своей области, работать с максимальной отдачей, проявлять инициативу и отдавать себе отчет о последствиях своих решений.
А что бы вы сказали тем, кто сейчас учится в Политехе или собирается сюда поступать?
Я искренне приветствую решение стать инженерами. И уж коли ступили на эту стезю, сойти с нее на самом деле непросто — круг энергетиков, инженеров-машиностроителей, как ни странно, достаточно узкий. Может, это звучит пафосно, но энергетика — основа страны, основа безопасности. Самое гласное — найти себя в ней. Ведь, как говорил Конфуций, выбери себе работу по душе — и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни. Этого бы я и пожелал всем будущим энергетикам и машиностроителям.
А что бы вы сказали тем, кто сейчас учится в Политехе или собирается сюда поступать?
Я искренне приветствую решение стать инженерами. И уж коли ступили на эту стезю, сойти с нее на самом деле непросто — круг энергетиков, инженеров-машиностроителей, как ни странно, достаточно узкий. Может, это звучит пафосно, но энергетика — основа страны, основа безопасности. Самое гласное — найти себя в ней. Ведь, как говорил Конфуций, выбери себе работу по душе — и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни. Этого бы я и пожелал всем будущим энергетикам и машиностроителям.
Сергей Алексеевич, что для вас является главным, чего удалось достичь?
Главное то, что я счастлив быть продолжателем дела своей трудовой династии. Мне удалось реализовать как свои планы, так и моих родителей. Я прошел все ступеньки карьеры, работал главным конструктором — вообще говоря, это уже вершина профессии, дальше только по административной линии или куда-то в сторону. За свою жизнь мне удалось реализовать несколько проектов абсолютно новых турбин. В 1996-98 годах я был одним из первых главных инженеров проекта турбины К-40 — единственной турбины ЛМЗ, выполненной в сборе на раме, что позволяло осуществить ее поставку с завода собранном виде. А это минус затраты на разборку, поузловую транспортировку и последующую сборку на станции.
Радует то, что я участвовал во всех значимых событиях, произошедших за последние годы в турбиностроении, и причастен к наиболее значимым для российской энергетики проектам. Это и новые проекты турбин и разработки новых рабочих лопаток последних ступеней — а они, вообще-то, являются показателем технического уровня компании. Чем длиннее лопатка, тем выше единичная мощность турбины. Сейчас участвую в реализации масштабного проекта «Силовых машин» по разработке и изготовлению тихоходной турбины К-1200. Так что, образно говоря, я хотел стать космонавтом — стал космонавтом. Конечно, с поддержкой и непосредственным участием всего коллектива СКБ «Турбина».
Рустам Тахерович АТАУЛИН — директор по управлению качеством и контролю бизнес-процессов ПАО «Силовые машины». В 1996 году закончил Электромеханический факультет Политеха по кафедре «Электрические машины»
Прошел путь от мастера цеха на заводе до директора по качеству глобальной энергомашиностроительной компании. А в основе этого успеха, по его признанию, лежит подход, сформированный во время учебы в Политехническом институте: в любой, даже самой сложной задаче видеть не препятствие, а возможность для роста.
Рустам Тахерович, почему вы выбрали Политех?
Мне хотелось быть инженером — не юристом и не экономистом, как было модно в 1990-е. Я жил недалеко от Политехнического, часто проходил мимо и всегда невольно любовался этим величественным зданием. Так что решение сложилось как-то само собой.
Изначально намеревался совмещать работу и учебу, поэтому сознательно пошел на вечернее отделение, а после первого курса решил перевестись на дневное. Для этого потребовалось закрыть академическую разницу. Представьте: за три месяца параллельно с занятиями на втором курсе я должен был сдать четыре экзамена и около 13 зачетов! Это крайне трудно было сделать, я в буквальном смысле учился день и ночь.
И именно тогда понял: можно ставить перед собой задачи любой сложности — и добиваться их решения. Политех научил меня не бояться и доводить начатое до конца, приучил к труду и ответственности. Горжусь тем, что прошел это испытание, и могу сказать однозначно: если бы пришлось еще раз выбирать вуз, я снова пошел бы в Политех.
Какие предметы вам больше всего нравились?
Из тех, что мне легче давались и нравились, могу назвать физику, электрические машины, конструкцию и технологию машиностроения. Но надо сказать, что в Политехе традиционно серьезный уровень преподавания всех предметов без исключения.
Был у нас такой профессор Борис Викторович СИДЕЛЬНИКОВ. Это яркий пример преподавателя, преданного своему делу и оттого — очень требовательного к студентам. У него на лекциях невозможно было как-то схалтурить, списать. Он очень трепетно относился к посещаемости своих лекций, на экзамене нужно было быть предельно точным в изложении того материала, который он давал. Нет, не зазубривать. Но термины, определения, принципы — все должно было строго соответствовать формулировкам профессора.
Какая тема вашего диплома?
Особенности коммутации машин постоянного тока для электропоездов. Мне было интересно работать над дипломом еще и потому, что заодно я осваивал и программирование. Мы с моим научным руководителем работали на языке Фортран, создавали программы, которые строили графики, зависимости процессов.
Председателем дипломной комиссии был доктор наук Валерий Иосифович ГУРЕВИЧ, который, как потом выяснилось, работал на «Электросиле», где возглавлял отдел исследований электрических машин. И когда я после окончания института встретился с ним на заводе, для меня было и приятно, и почетно работать с таким специалистом.
Вашим первым местом работы стала «Электросила»?
Нет, сначала я пришел на Ленинградский Металлический завод, попал в КБ, осмотрелся — и решил попробовать себя на «Электросиле». В отделе кадров спросили: я хочу работать с документами или с людьми? Конечно, с людьми! Тогда иди на производство, сказали мне. Так я стал мастером. Попал к хорошим людям, в цехе меня встретили как своего. Постепенно стал старшим мастером, замначальника цеха, начальником цеха, начальником технического управления. Последние три года возглавляю дирекцию по качеству «Силовых машин».
Наша компания объединяет ведущие заводы отрасли, мы выпускаем большую линейку продукции для энергетической отрасли, промышленных предприятий. Новые вызовы возникают постоянно. Разрабатываются новые продукты, модернизируются серийные типы продукции, меняются конструкции изделий, внедряются новые технологии и методы обработки. Поэтому для нас важно не только сохранить базовое качество, но обеспечить задел на будущее. В решении этих задач мне очень помогает школа Политеха, те подходы, которым он меня научил.
То есть вам хватает знаний, которые дал вуз?
Разве кто-то может утверждать, что обладает исчерпывающими знаниями? Я понимаю, что было бы правильным получить второе образование. Но пока создавал семью, руки не дошли. Сегодня совершенно точно нужно знать один-два иностранных языка, иметь экономическое образование или в сфере IT. Постоянно объясняю это своим детям. Их у меня двое: дочке 13 лет, учится в музыкальной школе, а сын уже в десятом классе, собирается стать инженером — сейчас готовится к поступлению, ходит на полугодовые подготовительные курсы в Политех. Мне кажется, он все-таки будет ближе к промышленному дизайну: любит рисовать.
Жизнь динамично меняется, система образования старается следовать за ней. Каким вы видите Политех, скажем, лет через десять?
Думаю, что вуз найдет какие-то альтернативные способы обучения, появятся новые технологии, учебный процесс изменится. Если недавно и людям, и компаниям требовались десятки лет, чтобы добиться успеха, то сегодня многие проходят этот путь за пару лет. Мы живем в эпоху высоких скоростей, теперь, чтобы преуспеть, надо стремительно расти. Уже сегодня люди получают знания малыми дозами — и тут же начинают их применять. Отложенные знания не работают. Такая тенденция, я думаю, сохранится. Поэтому сократится и продолжительность обучения, и сама программа станет более специализированной, и люди будут стремиться получать уже не по два образования, а гораздо больше.
Что бы вы пожелали и своему сыну, который готовится к поступлению, и всем абитуриентам Политеха?
Чтобы они уделили время выстраиванию собственной жизненной стратегии. Подумали, что им должен принести текущий год. Кем они смогут стать через год, пять лет и так далее. Каких результатов, чего именно они хотят добиться. И, приняв для себя определенные цели, шли к их достижению — последовательно и не распыляясь на мелочи.
После окончания института Александр Степанович Лисянский начал свой профессиональный путь инженером-конструктором в конструкторском бюро паровых турбин Ленинградского Металлического завода, которое впоследствии возглавил. Под его руководством реализован ряд крупных проектов, в том числе по разработке и созданию мощных быстроходных турбин для АЭС. Сейчас он руководит одним из важнейших проектов компании «Силовые машины» — созданием первой отечественной тихоходной турбины мощностью свыше 1200 МВт.