Собирался стать компрессорщиком, но свое призвание нашел в музыке. Выпускник энергомашиностроительного факультета Дмитрий КОНДРУСЕВ любителям рока известен как гитарист и бэк-вокалист группы КняZz, а также участник проекта Nobody.one Сергея ТАБАЧНИКОВА. Сейчас занимается сольным проектом и стал уже довольно популярным композитором. А ведь первые шаги в музыкальной карьере он сделал именно в родном вузе. Дмитрий гордится, что закончил Политех и знает, как применить технические знания в творчестве. В интервью он объяснил, что общего у настоящего инженера и хорошего музыканта, почему гастрольная жизнь вовсе не так романтична, как кажется, и за что его чуть не отчислили из вуза.
Начнем сначала, как в математике, или с конца — как в поэзии?
Давайте, как в поэзии.
Как вы познакомились с музыкой, Дмитрий?
В 13 лет я впервые услышал группу Nirvana и открыл для себя другой мир: влюбился в звук гитары. Повлияла на меня и Metallica. Помню, подбирал вступление к одной из ее песен, мучился, но сделал что-то похожее. Лишь потом понял, что там задействовано две гитары...
Снимали на слух?
Да, я так все время делаю. Когда преподавал в «Школе Рока», тоже пропагандировал развитие слуха. Конечно, знаю ноты, но с листа их не читаю. Мне нужно знать материал. Часто бывает, что кавер-группа играет вечернюю программу, а на утро уже ее не помнит. Я стараюсь все пропускать через себя, тогда подача и энергетика совсем другие.
Кто еще из музыкантов были вашими учителями?
Первый в этом списке — Joe Satriani, также Yngwie Malmsteen, Paul Gilbert. Под Dream Theater мы писали курсовые с одногруппником Ромой ЗАТИЦКИМ.
И все-таки вы поступили не в музыкальное училище, а на кафедру «Компрессорная, вакуумная и холодильная техника» (в то время — Энергомаш)?
Да, выбор был нелегким, но техническое направление победило. Я был в неопределенности, а родители, сами инженеры по образованию, конечно, делали акцент на это. В 10-11 классе я учился в физмат гимназии, класс был ориентирован на подготовку к Политеху, поэтому поступить было не скажу, что просто, но получилось.
Горжусь, что окончил Политех. Один из самых престижных университетов и по качеству образования один из лучших в стране. Чувствую себя причастным к чему-то великому, хотя и не был самым лучшим студентом. Я с головой ушел в музыку, поэтому бессонные ночи, сдача в последний момент — это про меня. Но все-таки старался не расслабляться.
Что было самым трудным в учебе?
Сопромат! С ужасом вспоминаю матрицы напряжений. Преподавателя Ольгу ГРИГОРЬЕВУ боялись все. Как ни странно, по этому предмету у меня «отлично» — повезло с билетом на экзамене. Еще была начерталка. И хотя графическую часть я любил, и всегда было хорошо с начертательной геометрией, но со старшим преподавателем кафедры «Инженерная графика и дизайн» Ольгой Васильевной МЕРКУЛОВОЙ вышел конфликт. У нас с одногруппницей было одинаковое задание — так случайно получилось. Я сделал свой офигенный чертеж, но в последний момент его испортил. По срокам не укладывался — и просто «отстеклил» чужой чертеж. Преподаватель поняла это и пригрозила отчислением. Уж не помню как, но мне удалось загладить свою вину.
А предметы и преподаватели, с которыми было легко?
Очень нравилась технология машиностроения у Николая Ивановича САДОВСКОГО. C Максимом Игоревичем КУКОЛЕВЫМ, который вел у нас двигатели внутреннего сгорания, до сих пор общаемся. Он пишет мне по электронке и интересуется, как мои дела. И конечно, руководителю моей дипломной работы Ольге Юрьевне УСТЮШЕНКОВОЙ хочу сказать большое спасибо. Она замечательный человек, с которым было приятно общаться, и диплом интересный получился. Наша кафедра специализировалась на промышленных турбокомпрессорах — центробежных, осевых, а мы с Ольгой Юрьевной решили замахнуться на такую специфическую тему, как спиральные компрессоры. Они хотя и достаточно распространены в промышленности, но имеют свои особенности: для производства спиралей нужно очень точное прецизионное оборудование, которое у нас не везде имеется. На тот момент, насколько я знаю, только на Казанском компрессорном заводе, а так в основном в Японии, Америке. Информации минимум, поэтому над дипломом было интересно работать.
В итоге получил «отлично» и в каком-то смысле даже удивил комиссию, потому что все сидели и ожидали стандартных проектов типа промышленного турбокомпрессора. И тут я выхожу со спиралями, все на меня смотрят — что это вообще такое? Но я все сделал красиво, интересные презентации подготовил, в 3D даже что-то сделал. Преподаватели слушали меня с интересом — вот оно, значит, как работает. Насколько я знаю, за всю историю кафедры это был второй диплом по данной теме.
Вам как музыканту пригодились знания, которые вы получили в Политехе?
Конечно. Я благодарен судьбе за это. Многие музыканты витают в облаках, а я научился мыслить рационально, трезво. Понимаю ответственность, умею оценивать свои возможности. Логика и холодный ум полезны не только в организационных делах, но и в творчестве. Технические знания помогают в звукозаписи, работе с оборудованием, ведь это тесно связано с физикой и инженерным делом. Например, я самостоятельно сконструировал студийный стол, а потом люди интересовались, где можно купить такой же. Еще делаю собственные акустические ловушки.
А по специальности вы работали?
Всего пару лет. После чего принял решение радикально поменять свою жизнь. Был продавцом в музыкальном магазине, администратором репетиционной точки. И конечно, занимался музыкой. Материально было трудно. Но я обрел свободу, впервые делал то, что хотел. Играл в «Аркаиме», Artmania, Hypnose. Потом сотрудничал с продюсерским центром Владимира КИСЕЛЁВА (организатор международного фестиваля «Белые ночи»), был гитаристом в его коллективах Boycott и «Земляне», с ними даже выступал на Красной площади.
И потом вы стали участником группы КняZz?
У меня был сложный период, с деньгами туго, да еще сильно заболел, пропал голос... И в этот момент узнал от друга, что КняZz объявляет кастинг гитариста, который должен работать и на бэк-вокале. С температурой 39 кое-как заполнил анкету. Через месяц пригласили на прослушивание. Хорошо, что к тому времени у меня уже восстановился голос. Говорят, что было больше 150 заявок. Но я постарался грамотно преподнести себя, сделал акцент на свои сильные стороны — и это сработало. В составе КняZz я отыграл тур «Король и шут 30 лет».
Вам нравилось гастролировать?
Многим кажется, что играть в известной группе, жить жизнью гастрольного музыканта — это круто. Да, это хорошая, клёвая работа, ты получаешь деньги, неплохие деньги причем. Но эта работа почище любой другой, потому что ты полностью подчинен жесткому концертному графику. За время работы с КняZz я ничего не написал. Вообще. Ты постоянно в гастролях и там не до творчества. У тебя сил хватает, только чтобы утром встать, на автобус, самолет, приехать, поспать пару часов, в лучшем случае принять душ — и на площадку. Отыграл концерт — надо срочно улетать, без всяких там гулянок, если хочешь завтра хорошо отыграть. То есть это очень жесткая дисциплина. У меня хорошая самоорганизация — опять же, навык из Политеха. Но было непросто.
На каких гитарах вы играете?
Gibson Les Paul Standard 1987 года, Fender Stratocaster 1996-го, бас Warwick Streamer Standard 2001-го и две акустики, одна — настоящее сокровище, Martin D-28 1972 года. Недавно Максим КУЗНЕЦОВ сделал мне мастеровую гитару, которая объединяет свойства Gibson (роковый звук, глубокий, рычащий) и Stratocaster (яркие верха, кристальная чистота).
Какие-нибудь веселые случаи из своей творческой или гастрольной жизни припомните?
Было смешно, когда я снимался в клипе Валерии. Режиссеру нужен был брутальный, но миловидный рокер. Я подошел к делу со всей ответственностью, заранее разобрал песню. Когда стал наигрывать ее на камеру, остальные задействованные в сцене спрашивали: «Ты что, настоящий музыкант?» Оказалось, что их пригласили просто для антуража.
Еще интересный случай произошел на выставке «Музыка Москва-2011». Ко мне подбежал парень и закричал: «Сергей, здравствуйте, как я рад познакомиться!» Принял меня за ТАБАЧНИКОВА. Я удивился: как он мог перепутать? Я гитарист, а Сергей снимает видео, обзоры и знаменит фразой «компрессор на клин не клади». Но оказалось, что у него своя группа Nobody.one и несколько альбомов. Кто бы знал, что мы будем вместе работать?
Это произошло...
Год назад. Тогда Сергей придумал проект для обмена музыкальным опытом, называется «Греча» — гитарная встреча. Специальным гостем одной из них стал я. Потом был участником Guitar Battle, где музыканты соревнуются в мастерстве, а жюри и зрители оценивают. Кстати, это шоу тоже авторства Сергея. Моим оппонентом выступил Никита МАРЧЕНКО (Nick Sempai). Получилось очень разнопланово: мы показали себя как гитаристы, басисты, вокалисты и композиторы.
После этого группа Nobody.one отправилась в тур по Китаю, им срочно нужен был басист, и позвали меня. В Поднебесной нас встречали безумно круто. Когда приехали домой, Сергей решил сделать меня вторым гитаристом в группе. Я охотно согласился, и в таком составе мы отыграли несколько концертов. Но со временем я решил покинуть проект, чтобы полностью сосредоточиться на собственной музыке.
Где можно послушать ваши работы?
На сайте kondrusev-music.ru. Там также размещена официально проданная музыка. Например, на мои произведения написаны песни «Сильные» Александра Рипчанского из шоу «Голос» (в соавторстве с Кристиной КИМ), «Любовь» и «Мама» молдавской исполнительницы Сильвики. Горжусь тем, что мой трек White Nights, к которому знакомая из Германии Марина ЛЕМАНН придумала слова и мелодию, выиграл в конкурсе Steps Ahead.
Это очень здорово! В чем, по-вашему, секрет успеха?
Наверное, в том, что нужно выбрать правильный путь в жизни. Природа наградила меня хорошим слухом, поэтому легко давались разборы произведений. Во всем помогала музыкальная интуиция. Ну и постоянно что-то делаю, отдыхать некогда. Важно постоянное общение в среде единомышленников, обмен опытом, совместные проекты, наподобие «Гречи» и Guitar Battle. Сейчас этому уделяется все меньше внимания, тусовка уходит в Интернет и комментарии — это неправильно. Еще моя карьера не получилась бы без друзей. Когда я опускал руки, они верили в меня и поддерживали.
Расскажите про них — им приятно будет.
Политех мне дал много хороших и верных друзей. Университет вообще был периодом самых положительных воспоминаний. Школа — не так, а вот в вуз нравилось ходить — такая атмосфера там!
В университете у нас была компания, мы до сих пор общаемся. Встречались буквально пару месяцев назад, правда, 4-5 человек всего собралось. Роман ЗАТИЦКИЙ — очень важный для меня человек. Через него, можно сказать, я в профессиональную музыкальную тусовку попал, с серьезными гитаристами познакомился, понял, как развивать гитарную технику, много занимался, снимал на слух произведения. Когда поступил, еще только учился играть на гитаре, а он уже в группе играл. Кстати, он был басистом «Северного сияния», я не раз слышал их на вузовском фестивале «ПолиRock», а потом и сам присоединился к ним. Многие курсовики были сделаны у Романа дома под громкую музыку. Завтра его сдавать надо, а ты такой: «Чувак, погоди, дай альбом дослушаю!» Все в последний момент делалось — зато было весело. С Романом мы до сих пор дружим, он близкий мой товарищ. И во время учебы мне много помогал, когда я не справлялся и что-то не успевал. Роман получил дополнительное образование в Финляндии, сейчас разными бизнесами занимается — настолько широкое мышление у человека, я поражаюсь просто.
Вообще, группа у нас была толковая. Юля ЦЫГАНКОВА сейчас работает в Америке старшим тестировщиком программного обеспечения. Хотя она тоже наглядный пример того, что хорошие оценки не всегда непременный залог дальнейшего успеха. Мы уже закончили учебу, а она в академке была, но восстановилась и доучилась. В своей теме — программировании, всегда была настолько целеустремленной, что сейчас она успешный и востребованный специалист за рубежом. Денис СТАЦЕНКО получил второе экономическое образование и работает маркетинг-менеджером машиностроительного направления в компании АСКОН, это российский разработчик и интегратор инженерного программного обеспечения. Многие наши ребята на Невском заводе трудятся по специальности, конструкторами, и на руководящих должностях.
А если бы не стали музыкантом, куда бы вы пошли?
Когда доучивался, уже на 5 курсе на полставки работал проектировщиком в небольшой строительной компании. Вроде и не по специальности, но рядом, тоже инженерная история. Всегда увлекался 3D-моделированием, так что, наверное, в конструкторском деле искал бы себя.
Но, как вы сами сказали, важно выбрать правильный путь. И очевидно, что ваш путь — это музыка. Творческими планами поделитесь?
Сейчас работаю над своим проектом. Совсем скоро выйдет третий трек, мини-альбом, а потом возьмусь за полноформатный сольный инструментальный альбом. За много лет накопился огромный пласт разнопланового материала, серьезного, и надо все это реализовывать. Ищу текстовиков, сам тексты пока не пишу, но в планах это тоже есть. Когда допишу альбом, в марте-апреле буду сольный концерт делать с презентацией альбома. Моя цель – полноценный авторский коллектив собрать.
Это непросто. Об этом в интервью говорил еще один «Наш Человек» — лидер группы «Саша Алмазова и Non Cadenza». Саша считает, что в ее коллективе собрались одни из лучших джазовых музыкантов Санкт-Петербурга и, по ее признанию, она долго шла к тому, чтобы их заслужить.
Сколько я профессиональных музыкантов видел потрясающих — консерваторских, гнесинских, но обычно это технически безупречные исполнители. Но творчества в них мало, не креативные. Я думаю, что в инженерном деле тоже так. Есть люди, которые какие-то инновационные вещи придумывают. Это определенный тип мышления, когда на ходу какие-то идеи рождаются. Большинству из тех, кто имеет образовательные «шоры», такого мышления как раз и не хватает. Но повторю, сужу исключительно из опыта своего общения. «А что вот ты сейчас сделал? — Блин, чувак, ты же с образованием музыкальным, как ты этого не понимаешь?»... В музыке на ходу нужно что-то ловить.
Были на гастролях. У лидера группы струна порвалась, пошел менять. Мы остались с басистом и барабанщиком. Толпа народу – что делать? Начали на ходу импровизировать и так классно заджемили, что это звучало как запланированная часть программы.
Но в итоге я пришел к тому, что решил заняться сольным творчеством. Пишу много лет уже, начал осваивать всякие программы, звукорежиссуру, стал сводить. Сначала друзья говорили, что у меня клёвые идеи. Ну а что друзья – они меня, конечно, похвалят (Смеется.). Но когда какие-то понимающие люди, композиторы, сказали, что надо заниматься этим, я подумал, почему бы и нет.
Еще, если подумать, куда дальше двигаться, можно назвать продюсирование. Есть стереотип, что продюсер – это человек с мешком денег, который решил – вот ты завтра будешь звездой! В итоге кто-то за тебя напишет песни, а он отдаст их на радио, заплатит денег, и ты станешь известным. Во многом в России так и есть, что продюсер – это бизнесмен. Но на самом деле продюсер – это часть коллектива. Лучше, если сам в прошлом музыкант, как тот же Боб Рок, который спродюсировал в 1991 году «Черный альбом» Metallica. Он сам прекрасный музыкант, и знает, какой инструмент где и как работает. То есть это и композитор, и аранжировщик – все вместе. И он чувствует, что эта вещь в этом стиле и в этом моменте будет актуальной.
Что вы пожелаете студентам и тем, кто мечтает о славе рок-музыканта?
Студенчество — лучший период для новых свершений, поиска себя. В это время и много сил, и ты уверен в себе, поэтому все может получиться. Главное, чтобы занятие было в радость. Если оно в тебе отзывается, ты на верном пути. Можно сыграть одну ноту вместо ста, но с удовольствием. Пусть не останавливают незнание теории музыки или отсутствие техники исполнения, которые, конечно, тоже нужны, но не должны быть в тягость. Музыка создана, чтобы получать кайф.