Герой этого интервью — нетипичный «Наш Человек». Но мы сочли возможным пригласить его в спецпроект. Он не владелец заводов, газет, пароходов, но точно — самый молодой из участников. Максим ВОРОБЬЕВ родился в Канаде, имеет двойное гражданство, живет в Торонто, учится в Глендон-Колледже. Он только закончил 2-й курс, а в Политехе проучился всего один семестр. Но даже этих нескольких месяцев ему хватило, чтобы задуматься: а не закончить ли свое образование здесь?
В 90-е годы ученые уезжали из бывшего Советского Союза целыми институтами, научными школами. Тогда «утечка мозгов» была вызвана общим экономическим, социальным и политическим кризисом, поразившим страну. А проще говоря, неуверенностью в будущем — своем и своих детей. Но и сейчас интеллектуальная эмиграция из страны продолжается. И пока одни стремятся уехать из России, все еще руководствуясь представлением о том, что «там» лучше и комфортнее, есть и те, кто, наоборот, едут сюда из-за границы получать образование. Потому что знают: пусть наша страна и не претендует на мировое научное господство, но в определенных отраслях однозначно лидирует. Наши ученые и сейчас возглавляют мировое математическое сообщество. Такая же ситуация в физике и химии. Все токамаки, большие адронные коллайдеры и ЦЕРНы работают на идеях российских ученых — они здесь являются законодателями мод.
Родители Максима оба получили высшее техническое образование еще в Советском Союзе. Но в 1995 году уехали в Канаду. Папа Максима занимается физикой плазмы, мама — искусственным интеллектом, и сегодня уже в качестве иностранного профессора читает лекции в ведущих российских вузах. Наверное, потому, что родители Максима сами знают, насколько высокий в России уровень образования, они спокойно отпустили сына учиться в Санкт-Петербург. Это интервью позволит понять настроения наших соотечественников, уехавших из России и сделавших успешную карьеру за рубежом, а точнее — их детей, в отношении российской высшей школы и науки, к возможности сотрудничества, а быть может — и возвращения в нашу страну. О том, почему Максима не взяли в вуз, где 40 лет назад училась его мама, как встретил его Политех, почему программированию стоит учиться в России и какой язык он сам преподает школьникам, — об этом и многом другом читайте в интервью.
Максим, расскажите, почему вы выбрали именно Политех?
Я неслучайно поступил именно в Глендон-Колледж. Он часть большого Университета Йорка, и у него есть большое гуманитарное отделение, где активно изучают французский. Я поступил туда потому, что хорошо знаю французский и хотел совместить математику с французским. Кроме того, я выбрал программу, которая называется International Baccalaureate, то есть за время обучения студент обязан поехать куда-нибудь по программе обмена. На дне открытых дверей я подошел к сотруднику, который был ответственным за интернациональных студентов, и сказал, что очень хочу в Санкт-Петербурге учиться, и могут ли меня туда послать? Он сказал, что да, конечно, вас пошлем, если будете нормально учиться, у вас будут проставлены оценки и вы выберете вуз, который достаточно силен в математике.
Когда я решил посмотреть, какие партнеры есть у Йоркского университета, нашел раздел «Россия», и там числился всего один вуз — Петрозаводский государственный университет. Я был удивлен и слегка обескуражен. Признаться, не особо хотелось ехать в Петрозаводск, но мне сказали, что официально по программе обмена могут отправить меня только туда. Либо предложили выбирать другие — 10 университетов французских, 5 немецких, потому что с Европой у Канады хорошо налажено сотрудничество. Я сказал, что хочу только в Питер. Поэтому просто вбил в поисковик и начал искать вуз сам. О некоторых университетах Петербурга я знал, о других — нет. В итоге отобрал пять, уже не помню, какие точно, но среди них был Политехнический, СПбГУ и ИТМО. Отправил во все вузы е-мейлы примерно с такими словами: «Меня зовут Максим Воробьев. Я студент 2 курса и хотел бы к Вам приехать по обмену. Как это можно устроить?».
Госуниверситет сразу запросил мои оценки — даже не сколько оценки, сколько пройденные предметы за полтора года. Посмотрели и сказали: «Извините, вы нам не годитесь. То, что вы прошли за год, даже за полтора, мы проходим за семестр». ИТМО сказал, что берет студентов по обмену только с 3-го курса. А вот из Политеха мне ответили очень быстро. Сказали, да, конечно, с удовольствием возьмем — приезжайте. Собственно, так я и попал сюда.
И как вам Петербург? Вы первый раз в нашем городе?
В Санкт-Петербурге я с начала февраля. Но в России бываю регулярно, раз в год примерно, уже 8-й или 9-й раз. У меня одна часть родни из Новосибирска — дедушка был ректором Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта. Мама почти 40 лет назад училась в ЛГУ на математико-механическом факультете, который в Петергофе. А папа из Харькова у меня. В Питер я приехал уже 4-й или 5-й раз. Успел и вдохновиться, и напитаться атмосферой города, поэтому и хотел приехать именно сюда. На самом деле у меня был выбор между Петербургом, Москвой и Новосибирском. Потому что в Новосибирске дедушка — сказал, приезжай, будешь учиться у меня. А в Москве дядя, тоже в МГУ или МФТИ была возможность устроиться. Но мне нравился именно Питер — очень хотелось учиться и жить тут. Чуть пообщавшись и поучившись здесь, я ничуть не жалею. Мне повезло с Политехом.
Максим, вы практически без акцента говорите по-русски. Я понимаю, что ваши родители ассимилировались, приняли культуру и стандарты жизни. Но дома вы, наверное, общаетесь на русском?
Я родился в Канаде, но английского не знал до 8-ми лет. Ходил в украинский садик, поэтому свободно говорил по-украински.
То, може, ми далi будемо розмовляти українською?
(Смеется.) Нет, я прекрасно понимаю украинский, и, если меня отправить в Киев, то все вспомню. В Торонто нет русских садиков, а украинская диаспора, наоборот, сильная. Миллион украинцев или их потомков живут в Канаде, а в Торонто около 200 тысяч. Потом я учился во французской школе, где английский тоже был в качестве второстепенного.
Насколько я понимаю, ваши мама с папой имеют техническое образование. Это они сориентировали вас идти по этой же стезе?
Да, у мамы кандидатская — статистика, искусственный интеллект, она защищалась в Запорожском госуниверситете. А папа там же защитил докторскую. Он занимается физикой плазмы. Да, они подсказали, конечно, но мне и самому это нравилось. Хотя я долго выбирал между историей и математикой. Увлекаюсь историей, и даже думал пойти на исторический. У нас в Канаде это возможно: учась математике, которая будет твоей основной специальностью, в качестве дополнительной нагрузки можно взять историю, один годовой курс. И в конце можно получить диплом, то есть у тебя еще будет как бы меньшая степень истории.
Чем вам запомнился первый день в Политехе?
В первый же день учебы произошел забавный случай. У мамы был знакомый профессор из Политеха, который написал Максиму Евгеньевичу ФРОЛОВУ, директору Института прикладной математики и механики, что надо бы встретить студента из Канады, поговорить, узнать, все ли у него в порядке. И вот мы встретились, он спросил, как проходит мой день. А я говорю, что преподаватель по английскому не пришел, а мы его ждали... И тут он говорит: «А этот преподаватель — я!». Просто его поздно уведомили, что поставили на нашу группу. Но гораздо больший курьез с преподавателями-«прогульщиками» случился в Торонто, когда они решили устроить забастовку. Требовали дополнительный день к отпуску и 3% к зарплате и бастовали с марта до конца лета! Ух ты, можно не ходить на пары, радовались мы. Но к концу второй недели энтузиазм подугас, а к концу второго месяца он совсем пропал, когда стало понятно, что сдавать сессию нам придется осенью.
Как в целом вас встретил университет, расскажите.
Я сюда приехал практически наудачу — без подтверждения вузом, что я зачислен. То есть я отправил диплом об образовании школьном, табель с университетскими оценками — и всё. Мне сказали, приезжайте, все формальности решим на месте. Поэтому я слегка волновался и, придя здесь в отдел иностранных студентов, который на Гражданском проспекте, был приятно удивлен. Меня взяли в оборот и часа два за руку водили по кабинетам, потому что у меня был необычный случай. Дело в том, что я имею двойное гражданство и вначале собирался поступать как российский студент, чтобы упростить процедуру. Но выяснилось, что так делать нельзя, потому что они не имеют права зачислять российских студентов в феврале. Поэтому я все-таки обучаюсь как канадский студент, но не с иностранной группой. Так что я благодарен всем, кто мне помогал, — правда, очень приятно, что так оперативно все оформили. Единственное, долго не могли сделать пропуск, но это мелочи.
Что еще вас удивило здесь?
Приятная особенность, как бы странно это не звучало, это отсутствие необходимости выбора курсов. Это звучит интересно — сама концепция, что ты сам выбираешь то, что тебе интересно, и сам выстраиваешь свое расписание. Но всегда есть нюансы. Например, сложно подобрать нормально работающее расписание, если ты выбираешь предметы, которые тебе действительно нравятся. Скажем, в Йорке почти все курсы математики преподаются с 8 до 9 утра три раза в неделю. У нас стандартная нагрузка — это три часа в неделю по одному курсу. И вот я выбрал себе две математики, выстроил их по утрам трижды в неделю по часу, а потом у меня «дырка» — часов пять, например. А еще один курс будет только вечером. И ты фактически пытаешься найти баланс между адекватным расписанием, чтобы не нужно было ездить пять раз в неделю на два часа в день, и между интересными предметами, чтобы выбрать то, что тебе нужно, важно и хочется.
Будучи еще в Канаде, я осознавал, что здесь уровень преподавания математики выше, и постарался поднажать по матанализу, дискретной математике. Но не ожидал, что здесь будет настолько много программирования! У меня в университете вообще не было ни одного курса программирования, хотя моя специальность «прикладная математика». И даже не будет, если сам специально не возьму. Хотя по программе я не обязан взять ни одного курса программирования. Я попытался взять в Йорке, но, как всегда, ты же пытаешься брать «комплект», а у меня все программирования конфликтовали с матанализом, например.
Какие еще есть отличия в российском и канадском образовательном процессе?
У нас итоговая оценка зависит от разных обстоятельств. Это, скажем, четыре контрольных в течение года каждая по 5% — это 20%, потом еще посещаемость — 10%, потом еще 20% — какая-нибудь большая работа, научная статья, например. И еще 50% — экзамен в конце года. Таким образом, ты более-менее понимаешь, что тебя ожидает. А тут по некоторым курсам у нас лекции, лекции, лекции, лекции, а в конце экзамен. Да, есть лабораторные, они имеют отношение к лекциям, но это не то, что будет на экзамене. И поэтому я не понимаю, чего мне ожидать. Тем более у нас все экзамены письменные, нет понятия билетов, нет лабораторных, и, кстати, нет практик.
А какие предметы для вас оказались самыми сложными?
Я пришел на численные методы, это была здесь моя самая первая пара, и почему-то сразу лабораторная — еще до лекций. Мне сказали, что проходят интерполяционный полином. Я сделал большие глаза, потому что даже не слышал таких слов. Мне дали задачу: напишите программку на Си, которая делает то-то и то-то. Вот вам полином Эрмита, Чебышевская сетка и так далее. А я Си не изучал вообще... Ни в каком виде.
Поначалу это было очень сложно. Ты приходишь, а тебе сразу — напишите то-то и то-то. А я и в математике не догоняю, потому что у меня не было численных методов, дискретной математики, матанализ я закончил на определенных и неопределенных интегралах, а мои одногруппники в Политехе уже прошли дифференциальные уравнения. То есть я отстаю по всем предметам на целый семестр.
Но это же безумно сложно, наверное, вот так вот взять — и влиться?
Да. До конца семестра так и не влился. Признаюсь. Потому что и математика, и программирование — и всё вместе...
А преподаватели каким-то образом входили в ситуацию? Помогали вам, быть может, на дополнительных занятиях?
Не все. Одна из больших разниц, которые я заметил, в том, что в Йорке, во-первых, у каждого преподавателя есть e-mail и он отвечает в течение суток. Помню всего одного преподавателя, который не отвечал ни на звонки, ни на электронные письма. Но это особенный случай. А тут у меня с этим были проблемы. Я дико отстаю, пытаюсь одновременно учить язык программирования и сразу же что-то писать на нем. Поэтому у меня часто были вопросы по самой задаче — очень простые, буквально два предложения ответить. То есть отсутствие коммуникации с некоторыми преподавателями для меня было сложностью. Я привык к тому, что можно писать и рассчитывать, что мне ответят.
Так-так, рассказывайте дальше, что еще не нравится — я записываю.
Нет, мне здесь нравится. Во-первых, сама программа сильнее. Я, когда впервые подумал, чтобы переводиться сюда, решил просто сравнить список курсов. Что я могу получить здесь и там. Оказалось, что все курсы четвертого года в Йорке — это курсы третьего года в Политехе. Это у нас прикладная математика. А курсов четвертого года, то есть соболевское пространство и так далее — там этого нет как факта. И еще ладно бы только это. Но там мне не дадут и программирования. Я посмотрел список курсов, который мне доступен по программированию. Это что-то очень-очень начальное и, прямо скажем, не интересное. Отучившись здесь, я буду владеть двумя-тремя языками на хорошем уровне. То есть в Политехе я получу больше знаний.
Да, Максим, все верно. Политех всегда славился, во-первых, фундаментальным образованием — здесь очень серьезный подход. Во-вторых, здесь всегда было сложно учиться, потому что, если вы знаете это слово, «халявы» здесь нет и бездельничать нельзя. Кому-то это нравится, кому-то нет. Ну а ребята из группы — приняли они вас в коллектив?
Вообще, у нас в Йорке нет понятия студенческой группы. Каждый устанавливает свое расписание, и тех людей, с которыми мы встретились 1 сентября, и которые так же, как и я, выбрали математику, за полтора года я не видел ни разу. Если повезет, с кем-то у тебя будет два курса, но в целом на каждом курсе всегда разная группа людей. И придя сюда, было необычно, что все шесть дней в неделю все вместе учатся, всегда можно к кому-нибудь обратиться. Очень отзывчивые ребята, и если бы я не настолько сильно отставал, то еще больше этим бы пользовался (Смеется.). Что-то спросить, с чем-либо помочь — в этом смысле все отзывчивые, и это очень приятно.
С кем-то удалось вот прям так подружиться, что даже вне учебного времени вы общаетесь, куда вместе ходите?
Один человек из группы, он тоже, можно сказать, новенький — перевелся с другого направления в Политехе, поэтому мы с ним довольно быстро сошлись. А вообще, группа вне учебы почти ничего вместе не делает — много учебы, и не остается времени. В Йорке, например, полная нагрузка считается пять предметов, то есть 16-17 часов в неделю. Здесь — 30 с лишним. Разница в два раза сильно влияет на свободное время. Например, в прошлом семестре дома я выстроил для себя расписание, это была полная нагрузка, и я учился два дня в неделю до 10 до 20.00 и один день у меня была вечерняя пара с 17 до 20.00. И я мог работать полных два дня в неделю.
То есть канадские студенты могут себе такую траекторию составить, что им удается работать не в ущерб учебе.
Конечно. Я работал 15 часов в неделю. Сначала помощником учителя, потом преподавателем французского в частной школе. В Канаде первый класс — это 6 лет, дошкольники — 4-5 лет, вот я с ними и работал. Плюс еще частным репетитором по французскому и математике. У нас ведь все обучение платное, понятия бюджета нет. Но можно получить грант или заем от правительства. Весной нужно подать документы, налоговую декларацию родителей и свою, соответственно, за этот год. И если оба родителя получают ниже средней зарплаты по Канаде, то государство может оплатить 10-15% обучения, а остальное — это может быть заем. Обучение в самых дешевых вузах стоит 7,5 тысячи канадских долларов в год, это примерно 350 тысяч рублей. В вузах подороже — около 15 тысяч канадских долларов, то есть 700 с лишним тысяч рублей. А не граждане Канады платят в три раза больше. Это еще не включая комнату общежитии, которая в Торонто обойдется в 1 200-1700 долларов в месяц — почти 80 тысяч рублей.
Максим, а здесь вы где живете?
Сначала у нашей дальней родственницы, в семье моей троюродной бабушки. Они меня приютили с начала февраля до середины апреля. Это 29-я линия Васильевского острова, где-то час до университета — нормально. А недавно я переехал на Сенную площадь. Наши хорошие друзья из Питера уехали лет 25 назад, даже чуть больше, и у них осталась квартира пустая. Мне сказали: «Максим, заезжай и живи сколько угодно!» Я очень обрадовался.
Но вам хотя бы в качестве опыта как-нибудь надо посетить студенческое общежитие!
Да-да! Мне и мама говорит, какой же ты студент, если не жил в общежитии!
И вот, несмотря на трудности и огромную академическую разницу, вы вдохновились настолько, что уже подумываете насчет перевода.
Сюда меня переведут только с потерей года, то есть заново на 2-й курс. Год не хочется терять, но, с другой стороны, я возмещу все то, чего мне не хватало. Таким образом, смогу восполнить пробелы в знаниях и уже сдать предметы не на тройки.
А родители как к этому относятся? Не боятся, что вы в России останетесь?
Мама не против, тем более она регулярно ездит преподавать сюда в РАНХиГС, вела там курс «искусственный интеллект и большие данные», и еще в МГУ вела курс для магистров. Поэтому она знает, что да как здесь, и не против. Папа, наоборот — хочет, чтобы я домой вернулся. Скучает. У меня две старших сестры. Так вот средняя в 17 лет улетела учиться в Париж, в Сорбонну. Там отучилась четыре года, потом год по обмену в Корее, потом магистратуру там же закончила. И у нее встал выбор, куда подаваться на PhD. Она занимается когнитивной информатикой, лингвистикой, искусственным интеллектом. И вот Монреаль оказался городом, где были интересующие ее возможности. Поэтому она поехала туда, там доучилась и год назад защитилась.
А вам чего бы хотелось в перспективе, скажем, 10 лет? Кем и где вы себя видите?
Хороший вопрос. Не знаю. Если бы, скажем, вернуться лет на 40 назад, в советское время, когда было распределение, и я бы понимал, что устроюсь на работу — не важно, какая будет у меня специальность, то стал бы историком. В моем случае, как мне кажется, многое будет зависеть от того, куда я пойду в магистратуру. Потому что после прикладной математики, если это будет магистратура, а потом еще и аспирантура, можно в очень разных областях применить эти знания. Можно идти в искусственный интеллект, программирование, машинное обучение. Поэтому, когда поступлю в магистратуру, уже буду более-менее понимать.
Вы говорите про аспирантуру, значит, не исключаете для себя и научную карьеру?
Вот у меня сестра защитила кандидатскую, но не пошла в науку. Ее взял банк крупный американский на хорошую должность. Правда, там она проработала полгода и поняла, что ей это не нравится. И потом все-таки вернулась в науку. Сейчас занимается проблемой искусственного интеллекта и глобального потепления, считает модели.
Максим, я поняла, что его практически нет, но все-таки — как вы в Петербурге проводите свободное время, куда любите ходить?
Просто люблю гулять по городу. Тем более сейчас живу в центре, и можно спокойно дойти до Казанского, а оттуда по Невскому куда-нибудь пройтись. Люблю ходить по музеям, потому что, как уже говорил, увлекаюсь историей. В одну из майских суббот волонтёрил на фестивале «Цифровая история». Там было много известных историков, публицистов, я со многими познакомился, они подписали мне книги. Еще я играю на гитаре, давно, и очень люблю это. И тут есть с кем играть. Вконтакте много групп, где пишут «мы ищем гитариста» — и ты просто списываешься, встречаешься, играешь и понимаешь, подходит тебе группа или нет. Как-то задумался, что у меня в Канаде из 10 друзей — девять русских и один индус. То есть канадцев как таковых нет. Поэтому здесь, в Петербурге, мне как-то роднее что ли. Как бы парадоксально это не звучало.
Вы знаете, Максим, что в 2019 году Политех отмечает 120-летие? И спецпроект «Наш Человек» приурочен к этой большой дате. Он про выпускников вуза, которые добились больших жизненных успехов. Вы пока не наш выпускник. И возможно, им не станете. Но, проучившись здесь даже один семестр, вы уже стали частью истории вуза. И я почему-то уверена, что ваша связь с ним не прервется. Быть может, благодаря вам у Университета Йорка появится еще один вуз-партнер в России — в лице Политеха. Быть может, ваши родители приедут читать лекции нашим студентам?..
Поскольку наука интернациональна, и то, что есть возможность учиться в любой точке мира, это естественный и позитивный процесс для всех. Мне кажется, что всем вузам нужно стараться расширять контакты и искать новых зарубежных партнеров. Я желаю Политехническому университету неуклонно повышать уровень образовательных программ, побольше талантливых студентов, которые позже станут успешными выпускниками, и чтобы каждый день, проведенный в его стенах, дарил не только ценные знания, но еще и хорошее настроение!
Йоркский университет, основанный в 1959 году, является одним из самых авторитетных и крупных канадских государственных университетов. Находится в городе Торонто. В Йоркском университете обучается примерно 50 тысяч студентов.
Одним из девяти подразделений Йоркского университета является Глендон-Колледж — двуязычный институт свободных искусств. Функционирует как отдельный кампус и осуществляет самостоятельный прием студентов. Является одним из немногих университетских и внутриуниверситетских учреждений Канады, где студенты обязаны получить образование на обоих официальных языках страны — английском и французском.