Исса Того
Исса Того

Почти 40 лет прошло с тех пор, как Исса ТОГО впервые оказался в Политехе. Мали, откуда он приехал на учебу в Советский Союз, не отличается от других стран Африки: те же жара, малярийные комары, пыль. И кто как не уроженец Африканского континента способен оценить значение воды — наверное, поэтому специальность, которую Исса для себя выбрал, связана с управлением гидроресурсами. Он с гордостью рассказывает о своей родине — одном из государств Западной Африки, жители которого до сих пор продолжают жить в природе, не охваченной цивилизацией, где отсутствие материальных богатств восполняется, однако, богатой природой, культурой и историей. Но, сменив местные сандалии на зимние ботинки, а рубашку из домотканого льняного полотна на кашемировое пальто, очевидно, что Исса почувствовал себя намного лучше.

Исса Того

Красный диплом, затем аспирантура Политеха, русская жена и друзья — за эти годы он успел прорасти здесь корнями. В начале 2000-х создал компанию, которая предложила новый способ реставрации исторических зданий в Петербурге, а первым отреставрированным по этой технологии зданием стал кинотеатр «Ленинград»! Сегодня профессора ТОГО знают не только на кафедре «Водохозяйственное и гидротехническое строительство», которую он возглавляет, но и во всем Политехе, и даже за его пределами. Его неиссякаемый оптимизм, увлеченность профессией и желание передавать уже свой уникальный опыт молодому поколению делают его одним из самых любимых студентами преподавателей. А он старается отвечать им взаимностью.

Исса Того

Советский Союз начал массово принимать на обучение иностранцев в начале 1950-х годов. Около 6 тысяч зарубежных студентов обучались в 10 советских городах, в том числе в 31 вузе Москвы, семи вузах Ленинграда, пяти украинских вузах. Самыми популярными специальностями у иностранцев были инженерно-технические (53% учащихся). Студенты из Африки начали приезжать в Советский Союз в конце 1950-х годов. На это у них было несколько причин: СССР с его политическим курсом был идеальным местом на планете, полностью обеспечивая представителей дружественных народов жильем, одеждой и едой. К тому же советское образование открывало для многих граждан только что освободившихся от колониального ига стран дорогу в новую жизнь. Иностранные студенты находились здесь на особом положении. Они имели более высокие стипендии, лучшие жилищные условия, больше возможностей для того, чтобы ездить за пределы СССР, причем не только в социалистические страны, но и «на Запад». Местные студенты-кураторы постоянно поддерживали иностранцев, помогая им с языком в быту и в учебе. Между советскими и иностранными студентами часто складывались дружеские отношения, хотя определенная дистанция все же сохранялась.

Исса Того Исса Того
Инна Платова
Инна Платова

Исса, как получилось, что вы приехали учиться в Советский Союз?

Исса Того

Республика Мали, откуда я родом, как и почти все другие африканские государства, была колонией европейцев, но с 1960 года является самостоятельной страной. У себя на родине я учился в лицее, где обязательными были английский и французский языки, а немецкий и русский — по выбору. После окончания я оказался одним из пяти человек, кто получил направление на учебу в СССР.

Я оказался одним из пяти человек, кто получил направление на учебу в СССР

Мы прилетели в Москву в 1978 году и нас распределили по разным городам. Меня направили в Воронежский технологический институт, чтобы изучать русский язык. В течение года я его осваивал на подготовительном факультете, а для дальнейшей учебы распределился в Ленинград — на гидротехнический факультет Политехнического института имени Калинина, по специальности «Гидроэнергетика и гидроэнергетические сооружения». С 1979 по 1985 год я учился в Политехе и с отличием его закончил.

Исса Того
Инна Платова
Инна Платова

И чем вам запомнилось первое время в незнакомой стране?

Исса Того

Первое время было очень необычно. Например, у нас суп дают женщинам после родов, поэтому, когда нам предлагали здесь суп, поначалу мы скептически к нему относились. А еще я никогда не видел черный хлеб...

Инна Платова
Инна Платова

Но в итоге вы же привыкли к русской кухне?

Исса Того

Да, сейчас мне нравится суп — в холодную погоду очень согревает. Люблю солянку и борщ, а еще драники со сметаной. Сейчас в семье мы в основном готовим русские блюда.

Инна Платова
Инна Платова

Это и понятно — вы ведь женились на русской девушке!

Исса Того

Да, уже в аспирантуре я познакомился со своей будущей женой Светланой. Она училась курсом младше, по специальности тоже гидроэнергетик. После института она работала в «Ленгидропроекте», а сейчас во французской компании, в области управления. У нас уже взрослый сын, и он тоже гидротехник.

Инна Платова
Инна Платова

Ух ты! Это был его личный выбор или родители ему все-таки посоветовали?

Исса Того

Он с раннего возраста увлекался программированием, закончил физико-математическую школу. Когда пришло время выбирать специальность, мы ему только сказали, что уважаем любой его выбор. Он долго думал и сам выбрал Политех. Хотя нам казалось, что он все-таки пойдет не на строительный факультет. В то время я занимался реставрацией исторического центра города и сына потихоньку привлекал – хотел, чтобы он посмотрел на этот процесс изнутри. В итоге он выбрал гидротехнику, но не речную, как я, а морскую. Сейчас работает в фирме, которая занимается исследованием подводных сооружений. Ему нравится.

Инна Платова
Инна Платова

Так, давайте вернемся в студенческие годы. Мы говорили про любимую еду: в то время чем удавалось себя полакомить?

Исса Того

Я очень любил макароны, котлетки и иногда мы позволяли себе рагу. Но больше всего я любил томатный сок со сметаной и немножко соли (Улыбается.).

Инна Платова
Инна Платова

Вас как иностранного студента местные не обижали? Как вообще вы жили в студенческие годы?

Исса Того

В моей группе учились немцы, чехи, болгары и студенты из других стран, я был старостой. В комнате в общежитии мы жили вчетвером. Всегда селили двух иностранных и двух советских студентов. Чтобы понимать материал на лекциях, иностранным студентам нужно было знать русский язык очень хорошо. И русские ребята помогли нам в его освоении. Иногда, правда, они учили нас не очень хорошим словам и на полном серьезе советовали спросить преподавателей, что они означают. Наши профессора очень расстраивались и спрашивали, откуда мы знаем такие неприличные слова.

Наши профессора очень расстраивались и спрашивали, откуда мы знаем такие неприличные слова
Инна Платова
Инна Платова

Я знаю, что иностранцев вместе с советскими студентами отправляли на строительство БАМа. А вы куда-нибудь выезжали на летнюю практику или подработку?

Исса Того

Один из моментов, который мне хорошо запомнился, случился после третьего курса. Я должен был ехать на практику на Чиркейскую ГЭС — она находится на реке Сулак у поселка Дубки в Дагестане. Но дело в том, что поселок Дубки был и на Украине. В итоге нам купили билеты в те Дубки, которые в Днепропетровской области на Украине. Путь занял у нас два дня, но когда мы наконец-то добрались, увидели, что воды там нет! Я как староста спрашиваю у местных жителей, где же гидроэлектростанция? А мне говорят: «У нас только одна станция — железнодорожная». Как мы добирались из Украины до Дагестана, и как проходила та практика — это отдельная история.

Инна Платова
Инна Платова

Расскажите!

Исса Того

Начальник стройки попросил нас сходить в сельский магазин и купить «бормотуху». Сам я тогда не знал, что это такое. Понятное дело, что в тех краях таких иностранцев, как я, никогда не видели. Представляете, как они удивились, когда мы зашли в сельский магазин, и я спросил: «Бормотуха есть?». Мне указали на бутылки с дешевыми креплеными винами и предложили: «Да, там вон можете взять». Я подхожу, смотрю и не вижу слово «бормотуха» нигде. Говорю продавщице: «Здесь нигде не написано „бормотуха“». Она мне отвечает, что, мол, мало ли что не написано — а это все-таки «бормотуха»! Я отказался купить — ведь не написано... А командиру сказал, что «бормотухи» нет.

Инна Платова
Инна Платова

То есть вы, получается, спасли тогда моральный облик советских студентов.

Исса Того

(Смеется.)

Инна Платова
Инна Платова

Исса, сейчас вы уже сами преподаете в университете. А кото из ваших преподавателей запомнился больше всего?

Исса Того

Вот, посмотрите, за моей спиной фотографии, в том числе моих уважаемых учителей. Один из них — Павел Петрович Миргородский. Его сейчас, к сожалению, уже нет с нами. Он работал на моей кафедре, и когда я сдавал экзамен по строительству, Павел Петрович задавал вопросы. Мне надо было определить прочность сооружений, а он спросил меня по введению в гидротехнические сооружения про укладку бетона. Три часа он меня держал, пока я ему не сказал то, что он хотел услышать. Он говорил: «Вы точно знаете ответ, и вы должны подумать». Я запомнил это на всю жизнь.

Исса Того

Еще один преподаватель — Петр Леонтьевич Иванов. Он был заведующим кафедрой «Механика грунтов и подземные сооружения». Я учился достаточно хорошо, но иногда пропускал занятия. Помню, как-то уехал домой на каникулы, а вернулся обратно на месяц позже. Мне очень нравилось, что в процессе обучения в Политехе нас не заставляли заучивать. Нам давали основные принципы, а дальше мы сами должны были логически все продумать. Это меня спасло. Так вот получилось, что лекции по предмету, который читал Петр Леонтьевич, я частично пропустил. Но на экзамене все-таки смог вывести формулу, которая от меня требовалась. Мне казалось, что он мне 2 или 3 поставит, а он поставил 5 и сказал, что я молодец. Это тоже был урок для меня. И сейчас своим студентам я говорю, что не надо заучивать — мне нужно, чтобы вы понимали физику явления. Я всегда задаю им один-два вопроса на сообразительность. Инженер должен уметь правильно анализировать информацию.

Своим студентам я говорю, что не надо заучивать — мне нужно, чтобы вы понимали физику явления
Исса Того

Руководителем моей дипломной работы был Владимир Николаевич Бухарцев. Мы разрабатывали комплексное использование водных ресурсов в Мали, это и стало моей квалификационной работой. Рассмотрели задачу со всех сторон — энергетика, водохозяйственные вопросы, водный транспорт и так далее. Мой руководитель мне очень помогал, благодаря чему я защитил диплом с отличием. Он же рекомендовал меня в аспирантуру, он же стал моим научным руководителем по кандидатской, он же после защиты диссертации посоветовал мне остаться на кафедре. А еще наш бывший декан Михаил Петрович Федоров — сейчас он президент университета, и, конечно, Юрий Сергеевич Васильев — научный руководитель нашего вуза. Все они были мои учителя, которые очень много мне дали.

Инна Платова
Инна Платова

Получается, что после окончания института вы уже не планировали возвращаться на родину?

Исса Того

Нет, почему же. Я вернулся в Мали в 1985 году. Но к тому времени там началась безработица, и я решил вернуться в СССР, чтобы учиться в аспирантуре. В 1986 году я поступил в аспирантуру и проводил исследования по очень интересной для меня теме — это устойчивость гидротехнических сооружений при сейсмических воздействиях. Гидротехнические сооружения — это сооружения высокого класса опасности, и если там произойдет внештатная ситуация, то могут быть не только огромные материальные потери, но и человеческие жертвы. Мне было интересно исследовать, как можно избегать катастроф. Спустя три года я успешно защитил кандидатскую диссертацию.

Инна Платова
Инна Платова

Защитили диссертацию — и остались работать в Политехе.

Исса Того

Для меня всегда очень важно было заниматься научной работой. Сотрудники нашей кафедры исследуют состояние гидротехнических сооружений России, построенных еще в рамках плана ГОЭЛРО. Важно понять, не начнут ли эти сооружения разрушаться, вовремя обнаружить места концентрации напряжения, там, где сильнее всего проявляется усталость материалов и конструкций, и разработать технологии их восстановления либо утилизации с обязательной рекультивацией территории.

Исса Того

В нашей лаборатории в Гидрокорпусе есть уменьшенная в несколько раз модель одного из узлов Братской ГЭС. С помощью экспериментов на этой модели, где есть спуски, затворы — всё, как на местности, ученые нашей кафедры предложили ряд изменений для того, чтобы узел продолжал функционировать в безопасном режиме. Я счастлив работать здесь — преподавать, заниматься исследовательской работой. Тем более что коллектив меня всегда поддерживает и понимает.

Исса Того
Инна Платова
Инна Платова

Вы как преподаватель отличаете тех студентов, кто пришел только чтобы получить «корочки», от тех, кто четко понимают, зачем пришли в университет?

Исса Того

Да, я могу различить эти категории студентов. Когда прихожу на лекции, я называю их коллегами и прошу выключить девайсы. Они, слава богу, слушают меня (Улыбается.). Когда вижу, что внимания нет, просто прекращаю говорить. Я читаю «Введение в специальность» у первокурсников, но в основном работаю со студентами старших курсов — бакалаврами и магистрами. Среди них есть, конечно, разные: есть ленивые, есть талантливые, есть те, у кого сразу виден потенциал. На первом курсе, конечно, еще не понятно, у кого он какой, но к третьему многие из них уже работают на полставки и пишут научные статьи. Студенты-контрактники более прагматичные, говорят, что если они платят, то должны получить знания. Но я им поясняю, что они платят за возможность получить знания. Мы не можем просто взять и положить знания в их головы. Они сами должны это сделать. А если нужна только «корочка», то, пожалуйста — у метро можно купить.

Мы не можем просто взять и положить знания в их головы. Они сами должны это сделать. А если нужна только «корочка», то, пожалуйста — у метро можно купить

В Политехе тяжело учиться, это не секрет. Бывает, что человек старается, но КПД все равно низкий. А есть те, кто не прикладывает особых усилий, но соображает быстро. Я стараюсь всегда помочь, подтолкнуть, дать импульс. Эти студенты, может, и не станут изобретателями, но хорошими инженерами, надеюсь, будут. Большинство наших студентов выходят хорошими специалистами и за них не стыдно. Я всегда говорю им, что Политех — это возможность. Так воспользуйтесь этой возможностью. Или уйдите в академку, если чувствуете, что нужно передохнуть. Или найдите место, где учиться легче.

Инна Платова
Инна Платова

А двойки ставите на экзаменах?

Исса Того

Стараюсь не ставить, но, как в картине «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», помните: пока один студент в поисках нужных конспектов лихорадочно бегал от одной группы к другой, его сокурсник придумал воспользоваться на экзамене радиошпаргалкой. И хоть профессор, конечно, — «лопух», но аппаратура при нем. Ищут, конечно, всякие уловки, но я им говорю: «Мы тоже были студентами, и все эти приёмы знаем». Я стараюсь с ними дружить и не обижать их. Но нужно, чтобы и они не считали профессора лохом. Если человек хорошо учился в течение семестра или года, старался, а я понимаю, что экзамен — это эмоциональный момент, и когда студент начинает нервничать, я пытаюсь помочь. Я сам пропускал лекции и допускаю, что иногда и они не ходят. Но если ты пропускаешь, то поблажек на экзамене не будет.

Инна Платова
Инна Платова

Исса, вы уже 40 лет живете в России, а в 2012-м даже получили российское гражданство. У Вас, наверное, уже нет мысли вернуться на родину?

Исса Того
Исса Того

Конечно, большую часть жизни я провожу в России. Меня тянет в Мали, но когда приезжаю на родину, меня еще сильнее тянет назад. Понимаете, большую часть времени я думаю по-русски. В Мали я уже чужой среди своих, они даже говорят: «О, посмотрите, Русский приехал!». Однако в 2016 году Министерство высшего образования и научных исследований Мали обратилось к ректору Политеха с просьбой командировать меня туда на некоторое время по научным делам. Я проводил там исследования относительно того, как можно внедрить передовые технологии в промышленность Мали. Не секрет, что там низкий уровень жизни, и высшее образование получить сложно. Я часто езжу в Мали с лекциями, а в сентябре в Политех приезжала министр по науке и образованию, и был подписан документ о создании информационного центра СПбПУ на моей родине. Так что мне кажется, что, будучи здесь, я могу принести гораздо больше пользы обеим странам.

Исса Того
Инна Платова
Инна Платова

PS: Моя коллега Рая Бестугина, которая помогала расшифровывать это интервью, сказала: «Инна, а ведь Исса действительно стал русским. В его ответах столько юмора, доброжелательности и любви к нашей стране. Он даже старые отечественные комедии понимает, что для иностранца непостижимо. Если уж может смеяться над „профессор, конечно, лопух“ или „пасть порву, моргалы выколю“ — значит, он уже точно „Наш Человек“».