Поэт, композитор, художник, лидер рок-группы «Пикник»; выпускник электромеханического факультета ЛПИ.
Среди выпускников Политехнического университета много выдающихся личностей: известных ученых, руководителей, предпринимателей — людей самых разных профессий, в том числе творческих. 40 лет назад, 7 марта 1981 года, состоялось первое выступление культовой питерской группы «Пикник». Это произошло на концерте в честь открытия Ленинградского рок-клуба. И в том же году, 28 ноября, выпускник электромеханического факультета Ленинградского политехнического института Эдмунд ШКЛЯРСКИЙ впервые выступил с «Пикником» на сцене, на той же сцене Ленинградского рок-клуба. Два юбилея — это повод вспомнить еще раз о том, что создатели группы «Пикник» учились в Политехе, а значит, в какой-то мере, любимая миллионами поклонников легендарная питерская рок-группа родилась в Политехе.
Мы пригласили лидера группы Эдмунда Шклярского принять участие в спецпроекте о выпускниках «Наш человек» и ответить на несколько вопросов об учебе в ЛПИ, о том, какую роль сыграл вуз в его жизни, вспомнить о начале творчества и рассказать о том, чем живет группа сейчас.
Эдмунд Мечиславович, в этом году исполнилось 40 лет Ленинградскому рок-клубу, на открытии которого выступила и группа «Пикник». И с тех пор каждый год в начале марта дает концерт в честь этого события. Отмечали ли в этом году 40-летие Ленинградского рок-клуба?
Свои весенние концерты «Пикник» не привязывал к этому событию. Получилось так, что первый весенний концерт группы состоялся тоже 7 марта. В этом году Пикник 7 марта был на гастролях, поэтому мы прислали видеопоздравление.
Где прошло ваше детство в Ленинграде? Как вы любили проводить время? В какой школе учились?
Детство прошло в Горном институте, вернее, в доме для его сотрудников. Дедушка, папа и моя тетя там работали. Кроме того, там был закрытый от внешнего мира двор со своей шахтой, своими сфинксами (при входе в парк), своей горой из угля, по которой можно было забраться на крышу прилегающего здания. Там можно было и бегать, и прыгать, только что не было своего кинотеатра. Учился я сначала в школе № 3, а после переезда в другую квартиру — в школе № 111.
В рок-энциклопедии «Популярная музыка в Ленинграде» упоминается, что вы играли в семейном квартете. Это был инструментальный квартет?
У меня три двоюродных старших брата, так что можно было подражать «Битлам». Мы пели «Очи черные», «Королева красоты» и другие веселые песни.
Вы играли на фортепиано или гитаре? Кто еще играл в квартете? Что вы исполняли, где выступали?
Сначала я играл на гитаре, а когда пошел в музыкальную школу, освоил и фортепиано. Мы выступали перед гостями, которые приходили на очередной праздник, не думая, что они были в восторге.
Вы увлеклись музыкой в школе, но для поступления выбрали технический вуз. Почему Политех, а не какой-то другой? На ваше решение повлияли родители, друзья или кто-то еще?
Игра на гитаре вообще не рассматривалась как профессия, поэтому надо было получать высшее образование, а Политех был в 10 минутах ходьбы от моего дома. Что может быть лучше!
Какую пользу вы как музыкант извлекли из инженерной профессии? Считается, что если у музыкантов техническое образование, то группе повезло — у них всегда аппаратура в порядке. Вам приходилось самому чинить, налаживать инструменты, разбираться в звукозаписывающем оборудовании?
Обучение в вузе, как мне кажется, расширяет, прежде всего, кругозор, который может пригодиться потом в любой области. Учеба в институте — это время беззаботное, если не считать зачеты и экзамены. Насчет аппаратуры не знаю — я не смогу отремонтировать сгоревший усилитель. Зато вполне успешно с другими музыкантами на заре юности таскал колонки.
Роботы и механизмы на сцене во время концертов — это ваши инженерные идеи и изобретения, так же как новые инструменты?
Специфические инструменты — это мои изобретения (если можно так сказать). А роботы присутствовали в моей жизни практически с рождения: папа все время конструировал нечто похожее на робота. Эта конструкция ездила по комнате и поднимала одну руку. Так что я, можно сказать, продолжаю семейную традицию.
Сейчас в начале каждого учебного года первокурсников Политеха активно вовлекают в университетскую жизнь. Старшекурсники (их называют «адаптеры») водят первокурсников по кампусу, знакомят их с разнообразными студенческими объединениями по интересам. Было что-то подобное, когда вы поступили в Политех? Например, постоянное место, где собирались рок-музыканты?
В Политехе был клуб в студгородке, где нам удалось разжиться даже несколькими усилителями, которые, правда, почти сразу сгорели. Выступали мы иногда в общежитиях, пару раз на фестивале в том же клубе.
В одном интервью вы сказали: «Потом я поступил в институт и захотелось петь свои песни». Почему именно в институте появилось желание сочинять и петь свое?
Политех и желание сочинять песни никак не связаны. Эта фраза вне контекста ничего не объясняет. Дело в том, что в школе я репетировал с группой, где был автор песен, и моей музыке там не было места. А при поступлении в институт мне хотелось найти музыкантов, с которыми я мог бы исполнять свои песни.
Как вы решили создать свою группу? С чего все началось? Где брали инструменты, где репетировали?
Все начинается с желания. Собственно, в моем случае было так же. Инструменты сначала делали знакомые умельцы, а потом уже покупали. Репетировали в разное время, где придется: в жилконторах, в общежитиях институтских и заводских (в «Красном треугольнике»).
Ваша первая группа называлась «Удивление», почему именно такое название?
Это название придумал бас-гитарист. В латинской транскрипции он нашел буквы, которые соотносились с именами некоторых музыкантов. Мне оно не особо нравилось.
Какую часть занимала музыка в вашей студенческой жизни? Случалось ли ради репетиций прогуливать лекции?
Лекции начинались утром, а кто же с утра репетирует? А музыка и в школе, и в институте, и во время работы в качестве молодого специалиста проходила красной нитью, все остальное было фоном.
Почему группа «Орион», в составе которой в 1977 году вы стали лауреатом политеховского фестиваля «Весенние ритмы», так и не получила тогда главный приз — поездку за рубеж?
Наверное потому, что поехал хор. В Политехе в то время хор был на особом счету. Понятно было, что репертуар проверен и одобрен, а что от нас ждать — неизвестно. Перед предполагаемой поездкой мы играли в зимнем интер-лагере в Зеленогорске и, наверное, проверку у вышестоящих лиц не прошли.
В апреле 2021 года исполнилось 50 лет Народному театру «Глагол», с которым когда-то сотрудничала группа «Орион» — предтеча «Пикника». Вы в то время играли в «Орионе», а в спектаклях «Глагола» когда-нибудь участвовали?
Один раз участвовал в «Слове о полку Игореве». Был концерт в Подмосковье, сейчас бы, наверное, это назвали мюзиклом. Но больше о его судьбе ничего не знаю.
Ленинградские рок-группы играли в основном в Ленобласти. Почему это было можно, а в городе запрещено? В каком самом далеком областном центре вы выступали?
Мы выступали в Юкках, в Понтонной и еще где-то, забыл название. Почему там можно было играть, что хочешь, а в городе нет, — вопрос явно не ко мне. Таковы были правила жизни...
Как у группы складывались отношения с руководством института, с вузовским комитетом комсомола? Вам доводилось играть на танцах в самом Политехе? Может быть, на вузовских концертах, комсомольско-молодежных мероприятиях или в агитбригадах?
Чем дальше ты находишься от руководства — тем лучше. В агитбригаде я играл, находясь в стройотряде. Помню, что заработал я (да и почти все стройотрядовцы) 30 рублей.
И «на картошку», наверное, ездили в начале каждого учебного года?
Получилось так, что я ездил «на картошку» несколько раз (менялись какие-то правила: посылали то первый курс, то второй). Мне эти поездки нравились: сидишь себе на ящике, на грядке, и кладешь морковку в другой ящик. Что может быть лучше?
Кто-то из преподавателей разделял ваше увлечение музыкой? Вы приглашали их на свои концерты?
Прежде всего, никто из преподавателей об этом увлечении не знал и, соответственно, поощрять или, наоборот, отговаривать меня от такого занятия не мог.
На каких лекциях вам было интересно? Кто из преподавателей оставил важный след в вашей жизни?
Это провокационный вопрос, оставлю его без ответа...
Вдохновило ли вас что-либо из вашей политеховской жизни на создание одной из песен (может даже нескольких)?
Опосредованно все события так или иначе влияют на написание песен. Тем более если учесть, что в песнях «Пикника» в основном воображаемый мир.
Ставили ли вы какую-то глобальную цель, когда были студентом? Например, стать знаменитым музыкантом или великим изобретателем.
Строить графики и долгоиграющие планы — смешить судьбу. Я живу сегодняшним днем и стараюсь в нем найти применение своим силам. Фантазии хороши, но я не сторонник «маниловщины».
После института вы планировали работать по специальности, заниматься наукой? Возникало такое желание позже?
После института меня распределили в ЦКТИ им. Ползунова. Никто меня не спрашивал, чего я хочу и чем хочу заниматься. Хорошо, что не в другой уголок России. Ученый — это такое же призвание, как писатель, только, может быть, еще более сложно осуществимое. Просто одного желания быть писателем, режиссером или ученым мало. Хотя плохим писателем и плохим режиссером может быть практически любой. А вот стать плохим ученым уже сложнее.
С какими чувствами вы вспоминаете свои студенческие годы в Политехническом университете? Навещали ли вы его после окончания учебы?
Все воспоминания о Политехе приятны. Учитывая то, что я жил недалеко, то частенько наведывался не в само здание, а в парк Политеха.
Общаетесь ли сейчас с кем-нибудь из одногруппников или преподавателей?
Не так давно виделся с одним одногруппником. Повод был серьезный — юбилей моей жены.
Если бы вас пригласили в Политех читать лекции, какую тему выбрали бы для преподавания?
Могу ли я рассматривать этот вопрос как официальное приглашение? Если да, то давайте в рабочем порядке рассмотрим темы моих лекций. Единственное, надо будет координировать график гастролей и лекции.
Вы начали рисовать тогда же, когда сочинять песни? Эти два вида творчества связаны?
Я начал рисовать, как и все дети, в тот момент, когда в руке оказался карандаш. Другое дело, что я продолжил это занятие — иногда рисую и сейчас. Некоторые рисунки пригодились и для оформления альбомов.
В 2018 году состоялась ваша первая персональная выставка живописи и графики. Вы будете продолжать это дело?
Невозможно прожить две параллельные жизни. Жизнь художника совсем другая, чем жизнь музыканта, потому я рассматриваю рисование как параллельную составляющую, но не рассматриваю ее как что-то такое, что обязательно все должны видеть. Поэтому никаких планов по поводу выставки нет.
В песнях группы «Пикник» множество тонких художественных тропов — к примеру, «тонких улиц иглу пальцем переломлю». Есть стереотип, что инженеры — люди рационального, а не поэтичного склада. Что вас вдохновляет на поэзию?
Я не люблю громких слов, таких как «вдохновение». Чтобы сочинить песню, нужен музыкальный инструмент (для меня гитара или рояль) и блокнот, где можно записать слова. Поэтому подход, как видите, у меня вполне рациональный. Перечислять всех писателей, музыкантов и художников, которые повлияли на меня, не стоит — их слишком много.
За много лет группа не изменяет своему стилю, что довольно нетипично и заслуживает уважение поклонников. Не было мысли измениться?
Изменить стиль, чтобы потерять тех, кто слушает нашу музыку? Можно сделать и пластическую операцию, да такую, что родные не узнают (может, только собака признает).
Группа «Пикник» по-прежнему много гастролирует. Но сейчас гастроли — это не просто дорожные неудобства и смена часовых поясов, но еще и ковидные ограничения. Вы возите с собой запасы масок и антисептиков?
Мы живем по тем же правилам, что и другие пассажиры поездов и самолетов. Нам измеряют температуру, заставляют в самолете надевать маску и прочее, и прочее...
У вас есть любимые города, куда вам больше всего нравится приезжать, где самая лучшая публика?
В города, которые отмечены в нашем гастрольном графике, мы ездим с удовольствием: там живут люди, которые приходят на наши концерты, слушают нашу музыку. За это, собственно, и боролись.
Куда первым делом поедете с гастролями за рубеж, когда откроют границы?
Давайте сначала подождем. Может быть, границы не откроют, а еще крепче закроют.
Все, что мы делаем, так или иначе, реакция на сегодняшнюю жизнь» — так вы сказали в одном из интервью. А в своих песнях вы отреагировали (или отреагируете) на закрытие границ, невозможность в XXI веке свободно перемещаться по миру?..
Сочинять песню про насморк, кашель, ветрянку и прочие хвори я не планирую. Эти темы мне кажутся неинтересными. Если комар кусает, то это неприятно, но это не значит, что это событие должно быть увековечено и воспето.
Фотографии предоставлены группой «Пикник» и «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге»