Поднимать из руин огромный завод непросто. Об этом не понаслышке знает Анатолий Владимирович БЕЛОЕВ. За его плечами 20-летний опыт работы на Балтийском заводе, куда он пришел сразу после окончания Политеха помощником мастера и дослужился до заместителя генерального директора. А с 2010-го его жизнь связана с Кронштадтским морским заводом.
Предприятию больше 160 лет. Здесь доковались и парусные фрегаты, и первые русские броненосцы, и атомные ракетные крейсеры третьего поколения, например «Петр Великий». Но в начале 2000-х годов завод сильно лихорадило, на несколько лет он даже прекращал свою деятельность. Однако после почти десятилетней процедуры банкротства и трехгодичного простоя благодаря и при непосредственном участии выпускника Мехмаша ЛПИ Анатолия Владимировича БЕЛОЕВА удалось оживить завод, вновь запустить его производство и выйти на траекторию устойчивого развития. В интервью генеральный директор завода рассказал, почему не стал десантником, зачем на своем предприятии лично проводит собеседования с инженерами, и почему в тот момент, когда он сам трудоустраивался на Кронштадтский морзавод, у него не было конкурентов.
Анатолий Владимирович, я общаюсь с выпускниками Политеха, многие из которых нашли себя в самых, казалось бы, неожиданных для технарей областях. Получается, что вам в некотором смысле повезло, что занимаетесь именно тем, чему обучались в вузе.
На самом деле я хотел стать десантником и поступал в военное училище. Правда, не в десантное, потому что не было направления в военкомате, а в летное. Мы пришли туда с приятелем, но его отсеяли по здоровью. А я поступил в Черниговское училище. Сам я из города Подпорожье Ленинградской области. Так вот в нашем военкомате была разнарядка и меня распределили в Черниговское летное училище. А потом мне стало грустно — все-таки мечта была стать десантником. Написал заявление и уехал. В военкомате мне, конечно, высказали всё, что думают. Потом все равно надо было куда-то поступать, и я выбрал Политех. Ближе по духу мне была механика.
Вам сложно было поступать в институт?
Нет. Наверное, потому, что в школе у меня все было хорошо, средний бал где-то 4,5. Математика и физика всегда легко давались. Так что поступил и учился я легко.
Чем вам запомнились студенческие годы?
Все, что касается института, всегда вспоминаю с большим удовольствием. На 1-м курсе я пошел на самбо, секцию можно было посещать вместо пар по физкультуре. Также с самого начала учебы стал заниматься скалолазанием. На неделе были тренировки, а каждые выходные мы ездили на Карельский перешеек в поселок Кузнечное, окрестности которого очень любимы ленинградскими альпинистами. Летом ездили в Крым и на Кавказ.
После 1-го курса — как водится, ездили на картошку. Там я познакомился со своей будущей женой. И хотя свадьбу мы сыграли уже после окончания института, любовь наша зародилась именно в колхозе. В ноябре 2018-го мы отметили агатовую свадьбу — 36 лет вместе. Мы с Наташей учились в одной группе. После института она трудилась в НПО «Позитрон», где производили электротехническую продукцию. А когда у нас родились дети, моя супруга уже не работала.
Так, про жену-одногруппницу понятно. А с другими сокурсниками, ребятами с вашего факультета сейчас связи поддерживаете?
Раз в пять лет у нас проходили встречи. Недавно была встреча к 35-летию окончания вуза, но я, к сожалению, на нее не попал. Понимаете, когда вы все молодые, на встречах выпускников весело. А когда люди становятся старше и особенно если кого-то уже нет, трудно это все...
До сих пор мы хорошо общаемся с Василием МАКАРОМ, он был председателем студсовета в нашем общежитии на Лесной. А он, в свою очередь, поддерживает связи с нашими одногруппниками, с нашим бывшим деканом. Еще с Анатолием ЗЕЛЕНКО общаемся. Он сейчас председатель совета директоров фармацевтической компании, но всегда очень хорошо пел оперным басом. Помню, в институте, бывало, закроется где-нибудь в аудитории и разрабатывает голос. Анатолий знаком с Василием ГЕРЕЛЛО и знает многих других наших оперных певцов.
Анатолий Владимирович, расскажите о своей первой работе после окончания вуза.
Ну почему же после вуза? Деньги-то всегда нужны, и в студенчестве, поэтому тогда моя основная подработка была дворником. Это удобно: утром пораньше встал, до начала занятий работу выполнил и денежку заработал. Бывали и более серьезные подработки, например грузчиком мяса в «холодильнике» на Кушелевке. Так мы хоть мясо ели (Смеется.). А одно время я работал на ремонте трамвайных путей.
Когда закончил вуз, меня распределили в Прибалтику на радиозавод. Но я не хотел там работать. Поехал на этот завод и прямо сказал, что я не хочу у них работать. Они согласились, что я им тоже не очень нужен, поэтому мы легко разошлись. По возвращении стал искать работу в Ленинграде и нашел на Балтийском заводе. Но в то время нужно было не просто получить предложение о работе на самом заводе, но и прикрепление в Министерстве. И я его получил. Пришел на Балтийский завод помощником мастера в инструментальный цех. У меня специальность «полупроводниковое и электровакуумное машиностроение». А в вузе мы как раз изучали технологию электроэрозионной обработки металлов. Поэтому моя специальность пригодилась в это время, и я был назначен на участок помощником мастера. Мне повезло, что я занимался именно тем, чему меня учили в вузе. И через 10 лет я уже дорос до начальника цеха.
Если бы пришлось делать этот выбор снова, вы бы пошли учиться в Политех?
Думаю, да. Я благодарен Политеху не только за яркие студенческие годы, но и за то, что получил специальность инженера. Не в обиду, но я считаю, что в наши годы учили лучше, чем сейчас. Инженерная база была достаточно широкая нам дана. После окончания института я работал в разных отраслях. 20 лет — на Балтийском заводе, как я уже сказал. Там прошел путь от помощника мастера до заместителя директора по экономике. После работал генеральным директором на заводе «Стройфарфор». Полученная в институте инженерная база мне всегда помогала. Кто-то сказал, что инженер может стать менеджером, а вот менеджер инженером — нет. Хотя, конечно, если у человека есть способности и желание, то можно развиваться в любом направлении.
А каким, по вашему мнению, должен быть хороший инженер?
В первую очередь компетентным. Понимать сопромат, металловедение, механику, все, что касается измерений. У хорошего инженера должны быть крепкие знания, чтобы в дальнейшем развиваться и двигаться вперед. И чтобы принимать правильные решения. Это, конечно, набирается с опытом, но опыт должен опираться на образование. И даже сейчас, когда на уровне специалистов завода мы обсуждаем какие-то вопросы по технологии, металлообработке, свойствам материалов, то я в ходе таких бесед чувствую себя спокойно и уверенно. Потому что Политех мне дал хорошую базу в этих вопросах.
А вы возьмете на работу человека, который, быть может, не так хорошо учился, но интуитивно разбирается, что к чему?
Возьму. За свою жизнь я провел несчетное количество собеседований. Конечно, нужно время, чтобы посмотреть, как человек работает. Бывают какие-то ошибки, но в 90% случаев первое впечатление играет основную роль. Для претендентов на должности инженеров я стараюсь находить время и сам провожу собеседования. Это очень важно — это кадры! Я прекрасно понимаю, что когда нет сильного среднего звена, то какими бы опытными ни были руководители, успеха не будет.
Какие у вас как у руководителя завода планы на будущее?
Я возглавляю одно из крупнейших судоремонтных предприятий на Северо-Западе. Здесь работают 800 человек. Если мы говорим о задачах, которые стоят перед предприятием, то это обеспечение боеспособности нашего флота, прежде всего, Балтийского флота и Ленинградской военно-морской базы. 70% объема работ нашего завода — это ремонт военных кораблей. А вообще, задач много, часто приходится работать в авральном режиме, часто условия меняются, но мы всегда стараемся решить любую ситуацию. По-моему, это и отличает нас от других предприятий, где привыкли выстраивать более плановую работу. Конечно, не все выдерживают такую многозадачность, когда приоритеты могут поменяться в течение дня. Важно быстро перестраиваться. В этом и сложность, но в этом и вызов — в том числе для меня самого.
Когда в 2010-м я пришел на завод, здесь не было ни газа, ни воды, ни электроэнергии — все было отключено. И всего около 30 сотрудников, которые как-то охраняли имущество. Мы начинали практически с нуля. Полгода занимались тем, что реанимировали инженерные сети после трехлетнего отсутствия воды, тепла и электричества. Оборудование в цехах, крыши, доки, дороги — все требовало срочного ремонта. И только потом завод смог приступить к основной деятельности — судоремонту.
То есть получается, что в 2010-м вы пришли сюда в качестве антикризисного менеджера. И меньше чем за 10 лет заново сформировали коллектив, обновили оборудование. Сейчас, насколько я знаю, завод обеспечен государственными и иными заказами не только на ближайшее будущее, но и на перспективу?
Да, вы правы, здесь требовались антикризисные навыки. После Балтийского завода я уже попадал на предприятия, которые нужно было «вытаскивать». И мой хороший друг, директор Средне-Невского судостроительного завода, предложил мою кандидатуру на должность руководителя Кронштадтского морского завода. Я не против был заняться судоремонтом. Но пришел фактически на руины.
Кстати, в прошлом году мы отмечали 160-летие завода. Был большой праздник в Доме культуры с концертом и лазерным шоу, на котором присутствовали и высокие гости, и многие сотрудники завода. Так вот на наших праздниках я всегда говорю, что, когда я пришел на завод, у меня было ощущение, как будто во время блокады. Я пришел в марте — снега по колено, везде холодно, крыши текут... Вот такое было первое впечатление. А когда мы с женой сюда приехали, она воскликнула: «Ты с ума сошел! Зачем тебе это нужно!?»
Поэтому, когда я пришел на завод, конкуренции на эту должность не было. Но я не раздумывал. Мне тогда было всего 52 года, и для меня это был вызов. А в 2016 году Кронштадтский морской завод вошел в состав Объединенной судостроительной корпорации. Заводу это дало вторую жизнь. Конечно, немало было сомневающихся, что удастся поднять предприятие. Но мы его возродили.
Сейчас мы ремонтируем порядка 130 кораблей в год — это и доковый ремонт, и сервисное обслуживание, а также 1-2 корабля проходят масштабный заводской ремонт, который длится 2-3 года. С 2011 года мы произвели средний ремонт двух подводных лодок, легендарного крейсера «Аврора» — это очень почетная работа, сейчас завершаем ремонт гидрографического судна «Ромуальд Муклевич». Являясь основным судоремонтным предприятием ВМФ, мы расширяем и портфель гражданских заказов. Если говорить о планах, то в 2019 году мы должны сдать океанографическое судно «Адмирал Владимирский», которое примет участие в мероприятиях, посвященных 200-летию открытия Антарктиды Ф. Беллинсгаузеном, пойдет в экспедицию в Антарктику.
Анатолий Владимирович, а чем вы занимаетесь в свободное от работы время, как отдыхаете?
У меня мало времени для отдыха. Работа занимает по 12 часов в день. Я всегда говорю: «У меня 8-часовой рабочий день — с 8 утра до 8 вечера». Три субботы из четырех, как правило, я тоже провожу на работе. Суббота — хороший день, когда можно заняться стратегическими вещами, поразмыслить. Но я все-таки стараюсь найти время для рыбалки. Обычно рыбачу на озерах в Ленобласти, а пару лет назад ездил на Волгу, в Астрахань. Там ловил щук, сомов — это было замечательно! В 2017-м меня впервые пригласили на морскую рыбалку в Мурманск. А в прошлом апреле ездил в Норвегию. Там поймал почти метрового палтуса весом 8 килограмм!
Что вас мотивирует по жизни?
Хороший вопрос. В целом, если ты взялся за дело, если у тебя есть коллектив, который надеется, что на предприятии ситуация с каждым годом будет все лучше, ты не имеешь права подвести этих людей. За время моего руководства у нас ни разу не было просрочки заработной платы. Мы все больше тратим средств на реконструкцию завода. Когда люди видят, что территория ухожена, крыши не текут, работа есть — и ее много, это важно! Знаете, в Кронштадте ведь не так много мест для работы. В советское время, когда численность сотрудников на предприятии была порядка 8 тысяч, фактически в каждой семье кто-то работал на заводе. Тогда КМОЛЗ имел градообразующее значение. Сейчас статуса градообразующего завод не имеет, но мы все равно — самое крупное предприятие в Кронштадте. Завод возродился и собирается расти дальше. Мы выпускаем свою газету, ее читают и наши ветераны — они внимательно следят за нашей жизнью. Так что есть ответственность не только перед сотрудниками завода, но и перед жителями Кронштадта. Это меня мотивирует.
Расскажите еще немного о семье, о том, чем увлекаетесь?
Люблю исторические фильмы и книги. Я — скалолаз. Очень люблю бардовскую песню. У нас с женой есть дочь и сын. Дочери 35 лет, она гуманитарий. Сыну 33 года, он тоже Политех закончил. И у него есть дочка, моя внучка Ева. И сын, и дочь сейчас занимаются компьютерными технологиями.
Что бы вам хотелось сказать студентам Политеха в преддверие 120-летия вуза?
Когда на нашем заводе появляются выпускники Политеха, мне это очень приятно. И при приеме на работу преференция, не скрою, присутствует (Улыбается.). Хотя главное, конечно, это квалификация человека и его личные качества.
Политех — один из лучших вузов нашей страны, который дает замечательное образование. Без преувеличения. Я считаю, что базу для меня создал именно Политех. Поэтому всем студентам, абитуриентам хочу пожелать эти 5-6 лет не потратить впустую. И надо постараться использовать эту базу, которую им здесь дадут, на все 100%. Хотя дальше, после окончания вуза, все будет зависеть от них самих.